50 лучших игроков поколения. Крис Уэббер

50 лучших игроков поколения. Крис Уэббер

№13. Крис Уэббер

Участник «Матча всех Звезд» – 5, Зал Славы – Да

Каждая декада в истории НБА отмечалась наличием команды, которую на тот конкретный момент времени невозможно было обыграть. Кто-то из них давно забыт, мы забыли об их заслугах, ссылаясь на мертвых в вопросе исторической ценности оппонентов. Другие наоборот полноценно претендуют на звание лучшего коллектива всех времен.

«Бостон-86» навсегда вошел в их число. Последнее детище Рэда Ауэрбаха поражало воображение. Он собрал великий набор выдающихся баскетболистов и вместе с тренером (вы даже не помните его фамилии, правда?) умудрился объединить их всех одной целью. В ростере «Селтикс» было больше членов Зала Славы и будущих главных тренеров, чем одновременных составов у «Ласкового Мая», при этом они были единым целым. Майкл Джордан после перелома ноги забил 49 в первой игре плей-офф, 63 во второй. Он проиграл серию всухую. Доминик Уилкинс, проводивший самый результативный сезон в карьере, родил 38. Мало. Через день еще 37. Наконец-то. «Зеленые» все-таки проиграли один матч. Несчастные «Бакс», не располагавшие ни одним исполнителем такого масштаба, заняв за ними очередь, также сгорели со стыдом. Выиграть Финал конференции за пять дней с общей разницей в +60 очков? Заверните. Монструозные перформансы Ральфа Сэмпсона, а потом и Оладжувона, на тот момент, Акима, помогли «Хьюстону» отхватить аж две победы. Круто, внукам расскажут. Рассчитывать на выигрыш одного конкретного матча постсезонки? Смело, нагло, если постараетесь, может быть и добьетесь. Серию, большое противостояние? Спасибо, это полновесный претендент на шутку недели.

Секта любителей «Сакраменто Кингс» – одна из самых приятных в мире, в ней не стыдно числиться

24 + 10 + 10. Ларри Берд делает трипл-дабл в среднем по финалу. Несправедливо по отношению к двадцати девяти противникам. Стерн, мать твою, отбери у них право второго выбора, это же вообще произвол, ты комиссионер или кто?! Прекрасное подтверждение идеального стечения обстоятельств, выхода на индивидуальный и коллективный пики. Вы обречены на успех.

72-10. «Чикаго» стал следующим. Майкл просто был растренирован, вот и проиграл. Да ладно вам, ему и возвращаться не стоило, в бейсболе обосрался, вот и здесь время пришло! Хоспади, у них хватило ума взять этого отморозка Родмана? Скотти, а как там твой контракт, дружище? Приятно опять задергивать за собой шторку, отдавать команду человеку, с которым ты даже не общаешься? Как ты? Удобно уселся в кресле самого недооцененного игрока в истории, «Мистера Большая Тень Чего-то Могущественного»? Мотивация закрыть рты делает с великими крутые вещи, она выводит их на следующий уровень, поднимает планку их возможностей, они выдают то, чего даже сами от себя вряд ли ожидали. «Буллз» сделали с золотой вехой то, что даже на порноолимпиадах зацензурят.

Шоб я так жил.

У нашего поколения тоже была такая команда. Вы можете кричать про имена Шака и Кобе? Да-а-а-а, обалдеть. Ману-Тони-Тим. Адмиральчик. Пятерка из Мичигана. Чем черт не шутит, Газоль, Одом и Брайант в треугольнике. Сильно. Но один клуб всегда стоял над ними. Его канонизировали, его распяли на наших глазах, он был принесен в жертву долларовым Иудой, ему приписали то, чем, возможно, он никогда и не обладал. Но мы запомнили лучшее и понесли это в массы. Секта любителей «Сакраменто Кингс» – одна из самых приятных в мире, в ней не стыдно числиться, вы не выглядите дегенератами в лицах сообщества, если позволяете себе начать разговор о культуре экстра-паса, о счетчике быстрого отрыва, который разгонялся через передачу, о Джейсоне Уильямсе или Майке Бибби. О Владе Диваце, который все еще грыз себя за флаг и за потерю лучшего друга, но все равно продолжал играть в свой чудаковатый баскетбол. О тренере Адельмане, Гитлере от НБА по мнению его главного антагониста. О высоком сербском парне на легких ногах, обладавшим ростом современного центрового, но переключавшимся даже на позицию атакующего защитника. О крашеном турке, о больном на голову, но полезном Бобби Джексоне, о скучающем на скамейке Джеральде Уоллесе, о съедающем все живое вокруг себя Даге Кристи. Слушайте, даже если вы и выглядите дегенератами, и что? Пускай! Это их мнение. Они не понимают, что значит понятие «передача Криса Уэббера». Они не понимают, что такое объединение этих колоритных персон во что-то одно общее, в то, что делает исключительное воистину великим.

Никто не понимает. Кроме вас. We Are All Witnesses — нет, это точно разместили не на том бигборде.

Ненависть. Любовь. Ненависть. Примерно по такому сценарию и в такой последовательности (с минимальными изменениями и перестановками) строчат очередной позорный отечественный сериал для домохозяек и людей с ущемленным кругозором. Крис жил им. Это не то, что он видел в телевизоре. Это то, чем он был, то, с чем он мирился или мириться не собирался.

Ему на спину установили мишень. Ее насквозь расстреляли со всех сторон через секунду после того, как он совершил эту комичную пробежку
Сборище наглых пижонов в длинных шортах, которые ведут себя так же, как и те негры со стволами на уличных площадках в заштатных боевиках, вряд ли могло принести ему большую любовь. Обоснованные подозрения в том, что такую команду, как Fab Five, нельзя было собрать по-честному, подогревали эти чувства на сковородке. Горячее, еще горячее. Большие дела любят тишину, но их невозможно провернуть столь гладко. В Мичиган стали тыкать пальцем, сопляки слишком много взяли на себя. Их в телевизоре больше, чем Опры, в них воспитания меньше, чем у среднестатистического хип-хоп исполнителя, да еще и бегают не в Калифорнии, не в Нью-Йорке, а в забытой дыре, где жизнь четко, как рифмы в этих выходящих на пик новых направлениях, установила свой водораздел.

Ему на спину установили мишень. Ее насквозь расстреляли со всех сторон через секунду после того, как он совершил эту комичную пробежку и стал бить фалангами пальцев по ладошке. Жизнь закопала его живьем в первый раз. Именно тогда он впервые ощутил всю величину той злобы, которую он и еще четыре его партнера породили собственноручно. Они еще не понимали, что позже о них снимут фильм, что они изменят культуру, что всех их хейтеров назовут пердунами, которые просто не были готовы шагать нога в ногу со временем, совки местного разлива. После тайм-аута такие вещи вряд ли волновали Уэббера. Он совершил тупейший поступок в своей профессиональной карьере и позволил всем этим копьям полететь в себя. Он понял, что выигрыш, может быть, заткнет их. На время. Проигрыш? Вы тоже сознательно машете головой, влево-вправо, влево-вправо? Пеняй на себя.

Через десять лет его поражение будет воспринято совсем иначе

Он собрался с мыслями и совершил круг, от любви в начале новой декады, до еще одной стадии ненависти, на сей раз от болельщиков «Филадельфии», терявших землю под Айверсоном, в ее второй половине. Он помнит, как адекватный мир встал за них с партнерами горой после того, как все население Сакраменто село на скамейку с перебором персональным замечаний на Шакиле О’Ниле и как через год эти же люди ужаснулись и синхронно схватились за головы. Через несколько лет он будет проедать контракт и его будут волновать только деньги. Исходя из воплей поклонников «Сиксерс», именно это предложение нужно было разместить на всех въездах в город. Черти что и сбоку бантик не было тем, что они привыкли видеть в телевизоре из калифорнийских трансляций. Подробности, факты, свидетельства медиков не имели значения: 45 бросков от «Мистера Наше Все» уже не в состоянии втащить их даже в плей-офф. Расставание неизбежно, виновник известен.

С больших и поменьше экранов мы часто наблюдаем за историями с единственным шансом всей жизни, который предоставляется главному герою и обычно, воспользовавшись им в драматичной обстановке надутой насосом интриги, он радостно хлопает в ладоши под позитивную мелодию, знаменующую собой хэппи-энд. Это клише настолько въелось в наше сознание, что мы можем лепить его куда-угодно, и оно везде будет к месту. Си-Уэбб по законам жанра должен был подтвердить эту сказку, но развитие его истории настолько разорвало шаблоны, что оказалось зрителю гораздо ближе, чем поддельный качок, доносящий до него истину о большом предназначении и великой справедливости по средствам проектора и билета за несколько долларов, липкого от поп-корна.

Никто больше не верит в честность. Никто больше не верит в героев.

Потерю лидера по очкам, подборам и передачам на пике карьеры восполнить не сможет никакой «Принстон», никакой Адельма

У каждого в жизни есть свой Уэббер, он им ближе.

Зомбированная нация, ветер в голове, обсуждение «Сакраменто-2002» вскрывает множество из ее признаков.

Когда эту команду ассоциируют с игрой в пас и беспределом имени Дэвида Стерна, ставя точку после шестого матча, вы видите это лучше всего. Общие фразы, жизнь на веру. Где-то услышал, где-то додумал, умная рожа, красивые сказки. Минимум правды, ноль попыток докопаться, грош цена столь выдающемуся собственному мнению Никто и никогда не считал бы «Кингс» чемпионской командой, если бы они сдулись сразу же после того, что натворилы судилы по команде сверху. Это мягкость, это отсутствие характера, спортивной злости, неумение подняться после падения дабы ударить в ответ. Какие в жопу чемпионы? Помните все эти клише, в любом «Рокки» или еще где угодно, об обстоятельствах, которые всегда против главного героя? Так, вроде бы интереснее наблюдать за тем, как персонаж преодолевая их поднимается на вершину. Это, как минимум, должно в теории выглядеть захватывающе. Только одно дело — такие в вещи в голове сценариста под виски, бурбоном, кокаином, другое — перед нашими глазами. Калифорнийская команда, униженная и оскорбленная, встала на ноги в о реальной жизни. Буквально перед нашими носами они вытерли сопли и продолжили гнуть свою линию. Лозунги из реклам от Деррика Роуза про возвращение были больше, чем лозунгами.

Повреждение Уэббера в регулярном чемпионате немножко повлияло на их итоговое положение. 15 игр без Криса аукнулись, когда «Сан-Антонио» имени суперДанкана обогнал их на одну победу (60 против 59), но именно они выходили в плей-офф в ранге главных фаворитов сезона. Все видели, что огонь, вода и медные трубы теперь позади. Брайант и Шак посылают друг друга, Восток вновь не особо вменяем. У «Сперс», как оказалось, самая слабая из их чемпионских команд. Все остальные — чуть ли мусор под ногами, который не замечаешь, идя к цели. Волков бояться — в лес не ходить, обыгрывать обязаны.

«Кингс» отпевают в первом раунде Карла Мэлоуна и «Юту», заканчивают большую историю. Они выходят на «Даллас» и качество их баскетбола заставляет публику рассматривать именно их в роли соискателя трофея номер один. «Лейкерс» мучаются с «Миннесотой» и разрываются изнутри. Нет, в этом году они уже точно ничего не выиграют. «Детройт» истерзан командой одного игрока. Переживающий смену поколений «Сан-Антонио» получает по ушам от Марбэри и с огромным трудом выползает из серии с «Финиксом», но даже такого полукризисного состояния да одного Данкана им хватает, чтобы захватить контроль над серией с клубом из Лос-Анджелеса. «Индиана»? Скорее нет, чем да. «Нью-Джерси»? Уперлись в потолок, как бы ни старался Кидд и ни прибавил Джефферсон. «Маверикс» – это, конечно, хорошо, но все прекрасно осознают, что им не хватит тактической гибкости для завоевания трофея. Путь к Титулу вновь открыт, как после пятого матча, а «роялисты» сильнее, чем прежде, да еще и Стоякович в обойме.

Вторая игра с техасцами, Си-Уэбб рвет хрящ в колене. Он лежит лицом вниз на надписи Сакраменто у лицевой. Это не до конца серии, это на год. Партнеры отдают перевес домашней площадки противнику, все-таки вырыгивают семь игр, но мир уже понял, что они закончились. Десятого мая они накрылись медным тазом, потерю лидера по очкам, подборам и передачам на пике карьеры восполнить не сможет никакой «Принстон», никакой Адельман.

Эта травма стоит Крису его карьеры. Он получает ее тогда, когда демонстрирует лучший баскетбол в своей жизни. И только сейчас мы начинаем осознавать, почему Уэббер ближе каждому, чем могло казаться.

Он добрался до своего единственного шанса. Он был именно тогда, не в майке клуба из родного Мичигана в качестве зрителя, наблюдающего за шоу ЛеБрона Джеймса, а тогда. Он изменился, превратился из «пальцы веером» сопляка, разъезжающего в обкуренном состоянии по округе, в монстра на площадке, выходящем на паркет в системе, которая буквально дышала им. Он вырос, возмужал. Он начал жить игрой. Он прошел путь настоящего чемпиона. Он по-настоящему заслужил. И тогда, когда команда, которую строили по кирпичику, прошла курс самоочищения, самостоятельно, без всех этих заговоров, доросла до предела своих возможностей, их просто кинули через хер.

Жизнь показала свое истинное лицо и лишь подтвердила, что никто за это не будет наказан. Стерна облили ведром помоев с головы до пят за манипуляцию результатом серии? Конечно, только тут же ему преподнесли на блюдечке один из самых крутых сезонов в современной истории. Трэйси МакГрэйди отказывается от операции на спине и пропуска целого сезона и выдает лучший чемпионат для винга за многие года, становясь сильнейшим баскетболистом НБА на Востоке. Брайант пытается изо всех сил бросить ему вызов в отчаянной схватке за звание самого результативного игрока, но наличие Шака под боком явно не располагает, особенно когда Ти-Мак после Нового Года нереально хорош, а дополнительным броскам взяться неоткуда, и так перебор. Сам О’Нил своим возвращением затаскивает упавших навзничь «Лейкерс» на их привычное место в верхней части таблицы, указывая Кобе на его место. Экшн! Внутрикомандные распри? Поп-корн, поп-корн! Гарнетт, ради лучшего сезона в истории команды, делает шесть передач в среднем за матч, выдает шесть трипл-даблов с ассистами и еще кучу раз набирает по восемь-девять штук в придачу к стандартным 21+13 каждый Божий День. Курс молодого бойца вокруг Реджи Миллера в «Индиане» дает неожиданные результаты, «Детройт» укрепляется на вершине, в лигу приходит Яо Мин с озверевшим азиатским интересом, и, наконец, Тим Данкан устаканивается в ранге лучшего тяжелого форварда всех времен в столь юном возрасте, достигая при этом просто невероятного уровня баскетбола и статистической продуктивности. Ответка «Кингс», за которых теперь держат кулаки все — как вишенка на торте. Взрываются не просто отдельные команды, а Ассоциация в целом, во всех ее концах, порождая всесторонне развитый интерес в первую очередь на местах. Стерн убивает спортивную сущность игры и вместо наказания получает лучший сезон после локаута? Справедливо и честно. Идем к успеху.

Лига публично изнасиловала принцип коллективности, маленькие рынки, модель роста команды как организма, наконец, самого Уэббера, открыто поощрила свинство (Брайант — Бибби — дисквалифичто?), но не поднявший лапки к верху Крис, вместо заслуженной награды, получил самую сложную операцию в спорте и конец собственному доминированию.

Стерн убивает спортивную сущность игры и вместо наказания получает лучший сезон после локаута? Справедливо и честно
Что больше похоже на окружающую нас реальность: вшивая картинка с голубеньких экранов или реальная история?

Сочувствие, подсознательно или нет, пошло именно отсюда.

Сегодня Крису Уэбберу исполняется сорокет. Он, возможно, лучший баскетболист второго эшелона на своей позиции в истории игры. Он — лицо самой классной команды поколения, которая самостоятельно доросла до уровня, когда ее могли обыграть лишь судилы (арбитрами их грех называть) и серьезные травмы ведущих баскетболистов. Он ее душа, он ее сердце, он ее главное отличие. Утонченное искусство паса, подбор, бросок со всех дистанций, агрессия, заряд, защита, полная отдача. Си-Уэбб — это гораздо больше, чем набор индивидуальных качеств в помеси с характером. Это внутреннее состояние, это то, что всегда хочешь повторить на площадке. Но для этого не нужно летать как Джордан, бегать как Пол, видеть площадку как Мэджик. Это шоу внутри каждого.

Удел Криса — ужасен, прост и неприятен. Он должен был доказать, что чемпионский перстень или его отсутствие не значат ничего, когда подковерные интриги все больше и больше окутывают собой то соревнование, в котором они добываются. Он обязан был стать доказательством того, что работе над собой, коллективизму, альтруизму, воле, характеру, стремлению, единству духа и тренерским изыскам уготовано место на помойке, как только они встанут поперек горла большим финансовым интересам.

НБА пытается быть идеальной сказочной лигой, красивой картинкой и радужным облаком, соответствовать этому милому комичному имиджу. Уэббер и «Сакраменто» должны были доказать, что в ней куда больше жизни, чем нам кажется. За пределами лиги деньги всегда выше свободы, достоинства, интересов огромных групп простых людей. Справедливость, честь, все вот эти олдскульные понятия, здесь уже давно не числятся. «Кингс» было предначертано стать живым доказательством того, что лига прогнила настолько/достигла такого уровня развития, что на спортивную составляющую игры можно повесить ценник. Это исключительно вопрос суммы.. В этом был их путь, показать миру сказочный баскетбол, идеальный во многих отношениях и дать суровой реальности разнести его его в пух и прах. Нанести один удар. Самый плотный удар, ведущий к самому большому разочарованию.

Я горжусь тем, что видел его в прайме и теми эмоциями, которые я испытывал. В моих глазах он уходил лишь с гордо поднятой головой
Крис Уэбберу плюнули в лицо, растоптали его чувство собственного достоинства, но он остался мужиком. Он попытался подняться и дать сдачи, как герой киноленты на ваш выбор. В любой голливудской истории, где главного героя несправедливо засудили — он на коне в финальной сцене. Водораздел между жизнью и вымыслом идет как раз по этой грани в его карьере, как раз в период между летом 2002 и 2003. Мы знаем, как это должно было завершиться Мы видели как это закончилось на самом деле. Коня заменили носилки, почести — свист болельщиков другого клуба, которые с какой-то радости верили в то, что после такой травмы и операции в 30+ возвращаются. Но, сколько бы грязи ни вылили на форварда после две тысячи третьего, мне не в чем его упрекнуть. Я горжусь тем, что видел его в прайме и теми эмоциями, которые я испытывал. В моих глазах он уходил лишь с гордо поднятой головой

Чемпион НБА-2002 мне известен. Таких, как я, отнюдь немало. Понимание того, что они могли (и должны были!) взять Титул еще и в следующем году, лишь подчеркивает правоту убеждения. Да, мы канонизировали их, но они были действительно настолько сильны в этот конкретный момент времени, чтобы головой окунуться в статус «Селтикс» или «Буллз» своего времени хотя бы на мгновение. На сезон. На два. Больше не надо. Это тот случай, когда сослагательное наклонение безоговорочно берет верх. Но потом ты поднимаешь голову и видишь, что их баннер висит у тех, кто его не заслужил и признаешь: в жизни нет «так должно было быть», ты не придешь и не скажешь в банке «Дайте мне кредит, ведь я мог стать миллионером пять лет назад, но меня обставили и заняли мое место», это другой мир. «Кингс» просто были слишком хороши, чтобы стать его частью. Грызущиеся и саморазрушающиеся гниющие «Лейкерс», где персонажи бесились с жиру и на стены лезли, и сейчас подходят ему гораздо больше. То, как они разлагались, всего-навсего его символизирует.