Дэвид Блатт. Самое время творить чудеса

 

Дэвид Блатт. Самое время творить чудеса

 

О том, почему стоит отнестись к новому назначению Дэвида Блатта без лишней эмоциональности, но со здоровой долей оптимизма.

 

Сдержанный оптимизм — так можно охарактеризовать заокеанские настроения по поводу назначения Дэвида Блатта на пост главного тренера «Кливленда». И даже несмотря на названия статей вроде «Кто вы, мистер Блатт?» незнание это скорее наносное, дежурное.

 

В американской прессе появляются комментарии людей, которые общались с Блаттом во время международных турниров, учились с ним в университете Принстона (среди таких, например, нынешний генеральный менеджер «Нью-Йорка» Стив Милс), или были свидетелями его успехов в Европе.

 

Поэтому называть Дэвида Блатта возникшим в НБА из ниоткуда было бы глупо, особенно учитывая его достижения, среди которых выигранные чемпионат Европы, Евролига, а также олимпийская медаль. К слову, в истории баскетбола всего пять человек, которые достигали подобного результата.

 

Некоторая опаска, с которой относятся за океаном к пришествию Блатта вполне оправдана и закономерна — новый человек на новом месте. Прав Энтони Паркер, сделавший себе имя в «Маккаби» Блатта, а после довольно успешно выступающий за «Торонто» и «Кливленд»: «Я не понимаю, почему многие сомневаются насчет успеха Блатта в НБА и при этом не подвергают сомнению назначение, например, Стива Керра в „Уорриорз“ или Дерека Фишера в „Никс“. Я восхищаюсь ими, они великие игроки, но при этом ни у одного из них нет тренерского опыта, тогда как Блатт завоевал множество трофеев в Европе и на международном уровне».

 

Успешность работы Блатта в НБА зависит даже не от самого тренера, а от ожиданий его работодателей. Если компетентность и опыт нового тренера «Кавс» всем прекрасно известны, то цели и задачи «Кливленда» пока остаются весьма размытыми. Будет считаться провалом невыход в плей-офф или приоритетом должно стать налаживание внутрикомандных связей? В лиге, где по примеру Марка Джексона, тренера могут уволить после двух за три года выходов в плей-офф, нужно четко осознавать, ради чего ты работаешь, и есть ли у тебя право на ошибку.

 

В случае с Блаттом это особенно важно, поскольку ему так или иначе придется совершать ошибки. 12 минут в четверти, сумасшедший календарь, менталитет игроков, которые чаще привыкли полагаться на свои индивидуальные качества, особенности судейства, — адаптация к этим и многим другим мелочам займет какое-то время, и нет гарантий, что команда при этом будет одерживать победу за победой.

 

После триумфа в финале Евролиги Дэвид как настоящий профессионал и просто честный человек поблагодарил «Реал» за великолепный сезон и признал, что «Маккаби» не сумел бы одержать верх, если бы командам предстояло соперничать в рамках серии плей-офф. В «Кавс» у него будет гораздо больше индивидуально талантливых игроков, но и сезон будет представлять собой непрекращающуюся серию против более сильных команд.

 

Непросто придется, учитывая и тот факт, что Блатту предстоит не просто приспосабливаться, а прививать команде новый стиль игры — принстонское нападение. Несмотря на то, что визитной карточкой команд Блатта всегда была защита, в нападении он постоянно придерживается принципов Принстона, то бишь непрекращающееся движение мяча, создание ситуаций для бросков каждому из баскетболистов, обязательное умение «больших» пасовать, сосредоточенность разыгрывающего на передаче. Проще говоря то, во что сейчас играют «Сперс» Поповича, а в начале 2000-х играли «Кингс» Адельмана с Уэббэром, Дивацом, Уильямсом — Бибби и прочими.

 

Наладить подобное взаимодействие в группе молодых задиристых энтузиастов вроде Ирвинга, Уэйтерса и Томпсона будет нелегко. Для Кайри это будет контрактный год, в таких ситуациях игроки, чтобы набить цену нового соглашения, стараются показать максимум своих возможностей. Естественно, это подразумевает постоянное владение мячом, немалое количество попыток на бросок, — многое из того, что полностью противоречит игровому стилю, который прививает своим подопечным Блатт. В таких условиях Дэвиду придется пустить в ход все свое умение психолога, чтобы убедить игроков в том, что ради предстоящего (но никем не гарантированного) успеха им придется поступиться финансовыми аппетитами и привычной манерой игры здесь и сейчас.

 

В такой ситуации возраст игроков может стать как плюсом, так и минусом, и юношеская впечатлительность вполне может обернуться капризами того, кто хочет много забивать и много зарабатывать.

 

В командах Блатта всегда отсутствовали ярко выраженные индивидуалисты, были игроки, которые играли ключевую роль в командном построении — Андрей Кириленко и Виктор Хряпа в сборной России, Софоклис Схорцанитис и Дэвид Блю в «Маккаби», — но никому из них не была гарантирована возможность набирать по 20 очков за матч, их статистика и польза во многом определялись ходом игры.

 

Сейчас «Кавс» имеют в наличии первый пик драфта и после травмы центрового Джоэля Эмбида, вероятнее всего, возьмут Джабари Паркера, который привык часто атаковать и помногу забивать. Как совместить его с Ирвингом, который любит подолгу держать мяч, — один из первоочередных вопросов для американо-израильского специалиста. И таких ребусов у Блатта наберется на целый тираж.

 

Дэвид Блатт. Самое время творить чудеса

 

Поповичу для того, чтобы выстроить игру «Сперс» по лекалам Принстона и добиться чемпионства-1999, понадобилось три года. Что-то подсказывает, что у Блатта не будет столько времени. Означает ли это, что в какой-то момент Блатту придется менять собственные принципы под давлением обстоятельств?

 

Пока просто хочется пожелать успеха тренеру и человеку, который не только многое сделал для российской сборной, но и всей своей карьерой продолжает доказывать, что чудеса в баскетболе случаются.