Лидеры дня
D. Lillard L. James A. Drummond
D. Lillard L. James A. Drummond
О: 41 | Пб: 7 | Пр: 6 О: 28 | Пб: 11 | Пр: 11 О: 26 | Пб: 22 | Пр: 0
Полезное
Обзоры игрового дня
Онлайн трансляции НБА
Библиотека игроков НБА
Календарь регулярного сезона
Положение команд в чемпионате
Популярные публикации
Allen Iverson - The Answer (DVDRip)
Хочу быть хуже всех: история Денниса Родмaна / Bad As I Wanna Be: The Dennis Rodman Story
Kobe Bryant (MARV ALBERT SHOW на НТВ+)
Michael Jordan: Air Time
Super Slams of the NBA and NBA Super Slams 2
Duke Bound Brandon Ingram OFFICIAL Mixtape: 6'9" Senior has That KD Type Game!
Sam Thompson 2015 NBA Draft Workout - Shows Bounce - Ohio State Basketball
5'2 Chase Adams CRAZY BLOCK at Spiece Run N Slam - Class of 2018 Basketball
Derrick Jones CRAZY DUNKS at Ballislife All American Dunk Contest Presented by Eastbay!!
Aaron Harrison 2015 NBA Draft Workout - Kentucky Wildcats - NBA Draft 2015
2Март

А.Я. Гомельский. Контратака

Контратака

Контратака — это наиболее зрелищное и быстрое использование всех возможностей для достижения результата.

Быстрая игра требует высокой техники. Стремление играть на высоких скоростях похвально и приемлемо лишь в том случае, когда скорость не превышает уровня техники. Иначе ошибок, потерь мяча будет больше, чем достижений. Поэтому, стремясь готовить быстрый прорыв, необходимо тренировать и исполнение всех технических элементов на высоких скоростях, применяя как активное, так и пассивное сопротивление защитников в ситуациях 1 — 1, 2-1, 3-2, 4-3, 5—4 и при численном равенстве.

Моя идея контратаки состоит в стремлении не только быстро двигаться к щиту соперника, но и быстро переводить мяч к щиту соперника с помощью резких передач, или, если нет свободного адресата для получения мяча, с ведением мяча, с активным продвижением вперед. Игроки стремятся в завершающей стадии быстрого прорыва создать в передней линии атаки треугольник с вершиной на линии штрафного броска. Здесь должен находиться игрок с мячом, а два других игрока — слева и справа от него, на 4-5 м впереди.

Контратака возможна при следующих ситуациях:
1) при перехвате мяча;
2) при взятии отскока на своем щите;
3) после пробивания соперником штрафных бросков;
4) после выигрыша спорного мяча;
5) после того как сопернику удается забить мяч.

Наилучший исход быстрого прорыва — взятие кольца соперника при численном преимуществе, при реализации ситуаций в численном равенстве: 1-1, 2-2, 3-3, 4-4. Это легче, чем обыгрывать защиту 5-5, которая уже построила свои оборонительные порядки.

В контратаке есть три фазы, одинаково важные для успеха:
1) начало быстрого прорыва — подбор мяча, первый пас, движение игроков, их старт;
2) средняя стадия развития атаки — переход игроками средней линии поля, их продвижение вперед;
3) завершение атаки — передачи мяча на скорости и бросок в непосредственной близости от щита.

Время проведения «отрепетированного быстрого прорыва» зависит от скорости движения игроков, передач мяча и завершающего броска. Сборная СССР затрачивала на эшелонированный быстрый прорыв 5-7 с. Думаю, что схемы ее тактических построений предоставят большие возможности для творчества тренеров, работающих с любыми командами.

Игра в сборной СССР таких мощных и высоких центровых, как А. Сабонис и В. Ткаченко, позволяла проводить контратаку за счет одного длинного паса через всю площадку.
Схема 61

Центровой #5 после подбора мяча от щита передает его убегающему в отрыв #2.

Особенно успешно проходила такая атака при построении зонной или смешанной защиты, когда один из защитников или крайних нападающих, играющих в передней линии обороны, получал задание убежать в отрыв в момент броска по нашему кольцу, в расчете на то, что гиганты смогут завладеть мячом, отскочившим от щита, и сделать длинный пас через все поле. Естественно, такая система контратаки требует особой согласованности действий, и ее отработка занимает значительное время в тренировочном процессе.
Схема 62

Развитие быстрой контратаки через середину поля.

Игроки #5, #4, #3 ведут борьбу за отскок мяча и, овладев им, стремятся сделать первый пас игроку #2, который передает мяч игроку #1. Игрок #1 устремляется вперед с ведением мяча через середину площадки. Игроки # 2 и #3 обгоняют дриблера на высокой скорости, образуют треугольник с #1 и завершают атаку броском с близкой дистанции, если удается создать под щитом соперника численное преимущество.

Если в первом эшелоне завершить атаку не удалось, то в действие вступает второй эшелон — центровые игроки #4 и #5. Они, каждый по своей стороне площадки, рвутся к щиту соперника. Завершает атаку тот из них, на чьей стороне оказывается мяч.
Схема 63

Развитие быстрого прорыва по боковой линии.

В случае подбора мяча с левой стороны от щита центровой игрок делает быстрый пас игроку #2, который открывается для получения этой передачи к боковой линии, чуть выше линии штрафного броска. В области пересечения боковой линии поля с центральной игрок #1 получает пас от игрока #2, затем передает его игроку #4, который рвется вперед по левому краю. У игрока #4 три возможных продолжения атаки: дать мяч игроку #5 или #3, убегающим к щиту соперника по прямой, или сделать пас игроку #2 в район дуги. Ясно, что передачу следует сделать самому открытому игроку, находящемуся в наивыгоднейшей ситуации.

Аналогичная ситуация возникает и при атаке по противоположной стороне.
Схема 64

Развитие быстрого прорыва после штрафного броска в наше кольцо.

Если игрок #4 ловит мяч, отскочивший от щита, или быстро уводит забитый мяч из-за лицевой линии, то первый пас следует налево, к боковой линии игроку #1, открывающемуся на уровне линии штрафного броска или чуть выше. Игрок #2 открывается в районе центрального круга, получает мяч и с ведением устремляется вперед. Игроки #5 и #3 обгоняют ведущего мяч вдоль боковый линий, игрок #4 обгоняет его справа, а игрок #2 остается чуть сзади в страхующей позиции. Таким образом, у игрока #2 есть четыре варианта для выбора направления атаки.
Схема 65

Та же схема, что и в предыдущем случае, но после подбора мяча, отскочившего после броска с игры, или после того, как мяч вводится из-за лицевой линии.
Схема 66

Развитие быстрого прорыва после розыгрыша спорного мяча в центральном круге или на линии штрафного броска на нашей половине поля.

Игрок #5 делает скидку на игрока #4, который готов к приему мяча с поднятыми вверх руками. Пой-мав мяч, #4 делает пас вперед игроку #1, который открывается для получения этой передачи после заслона от игрока #3. Игроки #2 и #4 поддерживают атаку. Такая комбинация может разыгрываться в обе стороны. В основе ее успеха лежит высокий рост, хорошая прыгучесть и умение точно скидывать мяч партнеру центрового игрока.
Схема 67

Та же схема, но теперь игрок #4 ставит заслон игроку #2, который, получив мяч от игрока #3, устремляется вперед.

Простейший способ завершения контратаки — это кратчайший путь игроков к щиту соперника, как указано на схемах 61-67. Однако при развитии контратаки возможны варианты со скрестными заслонами, как показано на Схема 68, взаимодействием типа тройки (Схема 69), постановкой заслонов для игроков второго эшелона в центре поля (Схема 70).

Многие команды в мире, в том числе и сборная СССР, после того как не удалось завершить контратаку результативным броском, при переходе к позиционному нападению тратили драгоценное время на расстановку игроков, давая тем самым противнику подготовиться к оборонительным действиям и занять всем защищающимся выгодные позиции. Вот почему быстрое или безостановочное нападение после контратаки («транзишн гейм») все чаще используется в тактике лучших команд мира. Приведу пример такого нападения в сборной СССР.
Схема 71

Быстрый прорыв не удалось завершить ни игрокам первого эшелона атаки #2 и #3, ни второго эшелона #4 и #5. Они, каждый на своей стороне, ставят заслоны выходящим в поле #3 и #2 для броска со средней или дальней дистанции, а после этого идут к щиту для получения мяча в трехсекундной зоне сходу или для борьбы на щите, после броска одного из игроков #2 или #3. Варианты безостановочного нападения могут быть самыми различными. Это может быть двойной или тройной заслон для снайпера команды, выход в трехсекундную зону крайнего нападающего или центрового после получения заслона. Все зависит от особенностей и возможностей игрока, для которого делается комбинация.
Схема 72

Двойной заслон Марчюленису (#2) для атаки левой рукой из области штрафного броска.

Игроки #4 (Волков) и #3 (Тихоненко) одновременно ставят два заслона для игрока #2 (Марчюле-ниса). #2 врывается на линию штрафного броска, где получает мяч от игрока #1 (Сокка).»У Марчюлениса появляются возможности для продолжения атаки:
а) получение мяча в движении и проход под щит;
б) получение мяча с остановкой и бросок по кольцу;
в) передача мяча игроку #5 (Сабонису) в случае, если происходит переключение защитников.

Игроки #4 и #2 после постановки заслона идут под щит для борьбы за отскок.

slamdunk.ru

29Февраль

База для ног

Что нужно делать для увеличения прыжка?

Выпады вперед:

Ноги слегка раздвинуты, держим гантели в обеих руках. Таз находится прямо под плечами, сделай большой шаг вперед, сгибая колено передней ноги на 90 градусов, бедро параллельно полу. Твоя задняя нога тоже должна быть согнута, чтобы колено почти касалось пола. Весь вес приходится на твою переднюю пятку при касании пола. Далее изо всех сил толкаемся на прежнюю позицию. Повторяем это упражнение на другую ногу.

Приседание с гантелей:

Ноги на ширине плеч, пальцы на ногах показывают вперед. Голова поднята, глаза смотрят веред, спина прямая, гантеля зажата между ног. Присядь до такого положения, чтобы твои бедра были параллельно полу. Убедись, что твои бедра в правильном положении. Вес приходится на пятки. Вернись в прежнюю позицию. Повтори.

Велосипед:

Лягте на пол головой вверх. Колени согнуты, ступни положите на слегка приподнятую платформу ( на телефонную книжку или еще что-нибудь ). Бедра разведены. Всю сконцентрировано на нижнем прессе. Медленно начинай поднимать бедра вперед, то отдаляя, то приближая их к телу. Вообщем, как на велике.

Подъемы на носках:

Носки слегка разведены, держитесь за стену или за стул для баланса. Медленно поднимай пятки, пока ты не будешь стоять на носках. Весь вес тела сконцентрирован на пальцах ног. Задержитесь в таком положении, затем опускайтесь. Повторить. Было бы гораздо лучше, если вы будите стоять на возвышенности ( опять таки телефонный справочник или обыкновенная толстая книжка ).

26Февраль

Wiseman program

Wiseman program

Не могу дать 100% гарантии, что эта программа подойдет для вас. Это даже не программа, это всего лишь мои наблюдения.

Для начала, нужно забыть о вредной пище. То есть не есть колбасы, сосиски, сдобу, сладости. Ведь лишний вес не поможет вам прыгать. Я уж не говорю о курении и алкогольных напитках. Желательно не есть жареную пищу. Кушайте больше овощей, фруктов. Можно кушать каши, рис, макароны, мясо, рыбу, яйца, свежие салаты. Необходимо употреблять молочные продукты. Помните, правильное питание играет ключевую роль в увеличении прыжка.

Тренироваться же надо с полной отдачей. Если после тренировки вы совсем не устали- результата не ждите. Во время тренировки очень долго не отдыхайте. Также не стоит злоупотреблять жидкостью. Она необходима только для недопущения перегрева организма. Если пить воды слишком много, мышцы будут всасывать ее. Из этого хорошего ничего не выйдет.

Отдых играет также ключевую роль в увеличении прыжка. Если много тренироваться, то мышцы не будут расти, не будут восстанавливать силу. Они просто забьются. Старайтесь давать как можно больше отдыха ногам. Не насилуйте их. И тогда будет результат.

Таким образом, учитывая эти три фактора ( питание, тренировка, отдых ) можно добиться неплохих результатов. Я предлагаю такую программу. Первый день — вы хорошо питаетесь, но не злоупотребляете калориями, тренируетесь ( делаете зарядку для ног ). Второй день – хорошо кушаете, восстанавливаете энергию. Можно скушать что-нибудь богатое углеводами. В этот день никаких тренировок. Третий день — снова хорошо питаемся. Делаем зарядку для ног. Если очень сильно хочется играть в баскетбол, то играем. И так по кругу.

Вот упражнения, которые повысят тонус ваших мышц ног, и помогут высоко прыгать. Но к ним нужно добавить прыжковые упражнения на резкость.

1. Растяжка, разогрев.
2. Прыжки на левой ноге — 100 раз, на правой — 100 раз, на двух — 100 раз. Без отдыха.
3. Приседания на одной ноге. 3 подхода по 15 раз на каждую ногу.
4. Обыкновенные приседания. 3 подхода по 50 раз.
5. Подъемы на носках. 3 подхода по 50 раз.
6. Прыжки на левой ноге — 100 раз, на правой — 100 раз, на двух — 100 раз. Без отдыха.
7. Выпады. Желательно с грузом в руках. 3 подхода по 15 раз на каждую ногу
8. Прыжки на левой ноге — 100 раз, на правой — 100 раз, на двух — 100 раз. Без отдыха.

Все эти упражнения, при правильном выполнении, занимают от 35 до 45 минут. После двух недель тренировок. Можно дать отдых 3 дня. А потом снова браться за дело, увеличив число раз в подходах. Каждому человеку нужно самому определять сколько раз должно быть в подходе. Выше приведенная тренировка подойдет человеку, который имеет неплохие ноги.

Делать эту программу или нет — выбирать вам. Я лишь написал свои наблюдения. Возможно, что здесь что-нибудь неправильно. Ведь я не тренер и не врач-диетолог. Я лишь люблю баскетбол и хочу, чтобы вы его тоже любили.

Wiseman
 http://gomelbasket.ru/

25Февраль

А.Я. Гомельский. Смешанная защита

Смешанная защита

Существует несколько систем смешанной защиты:
1. Четыре игрока строят зонную защиту 2-2 (Схема 53) или 1-2-1 (Схема 54), и один защитник персонально опекает сильнейшего нападающего снайпера или центрового, в зависимости от возможностей и тактики соперника.
2. Три игрока строят зонную защиту 2-1 и двое опекают сильнейших снайперов противника (Схема 55).
3. Один игрок выполняет зонное построение, а четверо опекают соперников лично (Схема 56). 4. Два игрока строят зонную защиту, а трое действуют по принципу индивидуальной обороны (Схема 58).

Смешанная защита не раз приносила удачу сборной СССР и команде ЦСКА. Выбор защиты всегда был обусловлен особенностями соперника и нашими возможностями.

В финале олимпийского турнира в Сеуле против команды Югославии мы применили смешанную защиту 1-4 (Схема 56). Сабонис выполнял зонную защиту, остальные игроки плотно опекали своих соперников. Это было обусловлено наличием в югославской команде Вранковича или Раджи, которые не очень опасны вдали от щита, и тем, что большую угрозу представляли Петрович, Паспаль, Кукоч. Игроки, опекавшие лидеров югославской команды, могли с большей долей риска бороться со своими соперниками за получение мяча. Они знали, что Сабонис поможет им, если их обыграют.

Аналогичная оборона была выбрана и в полуфинальном турнире в Сеуле против сборной США. Сабонис выполнял зонную защиту и позволял бросать издали Робинсону, или Риду, или Манингу. Зато остальные игроки США были полностью прикрыты, а такой игрок, как Манинг, не принес команде ни одного очка. В итоге сборная СССР победила 82:76. А Сабонис, участвовавший в Олимпиаде после тяжелой травмы, двух операций, занял первое место по подбору мячей от щитов и внес большой вклад в победу сборной СССР.

Иногда при двух центровых Сабонис — Ткаченко мы строили смешанную, лично заданную защиту 3- 2. В зоне хорошо играли два гиганта и один подвижный защитник. В начале 70-х годов это был Еремин, затем Валтерс, а на Олимпиаде и предолимпийском турнире эту функцию выполнял Сокк, а вместо Сабониса и Ткаченко в Голландии играли Белостенный и Волков.

На Олимпиаде в Сеуле такую защиту (3 — в зоне, 2 — лично) мы применили против сборной Бразилии (Схема 55). Сабонис, Волков и Сокк построили треугольник, на вершине которого играл Сабонис и Волков. Тихоненко опекал персонально Со-узу, а Марчюленис — Шмидта, и хотя эти два игрока набрали вдвоем 65 очков, матч оказался для очень трудным, но мы все же победили 110:105. Ошибка в выборе обороны состояла в том, что Шмидт в разных позициях переигрывал меньшего по росту Мар-чюлениса, а Соуза переигрывал более медленного Тихоненко. В последние 10 минут матча Волков был прикреплен в Шмидту, Марчюленис переключился на Соузу, а Тихоненко мы поменяли на Гоборова в зонной защите.

Преимущества смешанной защиты
1. Эффективна при опеке сильнейшего снайпера или центрового, т.к. позволяет бороться с ним за получение мяча, ожидая при этом активной помощи партнеров по команде, не боясь перекидки.
2. Такая система, если соперник к ней не подготовлен, тактически вносит замешательство и затрудняет проведение комбинаций из заслонов.
3. Соединяет в себе лучшие стороны индивидуальной и зонной систем защиты.
4. Способствует быстрому переходу от защиты к контратаке.
5. Дает возможность игрокам использовать свои сильные стороны в обороне и не проявить слабые.
6. Может вывести из игры диспетчера-разыгрыва-ющего и лишить противника привычной расстановки и ритма, разрушить контратаку, если применять прессинг по всему полю.

Слабость смешанной защиты
1. Технически грамотная команда, которая имеет несколько лидеров, легко перестраивает нападение и разбивает смешанную защиту.
2. Одновременные перемещения двух-трех игроков по диагонали способны разрушить смешанную защиту, если сопернику удается создать численное преимущество на одной из сторон поля.
3. Часто уязвима против средних бросков с 3-4 м.
4. Требует специальной длительной подготовки, согласованных действий, высокой сыгранности всей команды для перестроений и взаимозаменяемости в позициях.
5. Если один из пяти игроков не успел перестроиться или не справился со своими обязанностями, то срывается вся идея такой защиты.

24Февраль

Программа для тренировки штрафных от А.Я. Гомельского

Программа для тренировки штрафных от А.Я. Гомельского

Значимость точных бросков со штрафной линии трудно переоценить, особенно после ввода новых правил (появление ситуации 1 + 1). Однако игроки самостоятельно тренируют штрафные броски крайне неохотно. Организация такой тренировки — одна из важных забот тренера. Для ее эффективности целесообразно воссоздать условия, близкие к игровым: имитировать шум болельщиков через динамики, нагнетая психологическое напряжение игроков, искусственно повышая цену штрафного броска. Кроме того, следует постоянно тренировать штрафные броски в состоянии физического утомления.

Удобнее всего заниматься отработкой штрафных бросков в парах или тройках, а если в зале есть кольца с возвращающим желобом, то индивидуально.

При выполнении штрафного броска следует соблюдать следующие правила:

  • расслабить тело (особенно — руки и кисти) и одновременно сосредоточить внимание на цели;
  • принять правильную стойку;
  • почувствовать мяч, покрутить его в руках, 2-3 раза ударить в пол, взять его в руки так, чтобы последние фаланги указательного и среднего пальцев бросковой руки оказались на черной полоске мяча;
  •  сконцентрировать внимание на дужке кольца, мысленно представить, как мяч проскакивает сквозь нее, сделать глубокий вдох, выдохнуть — и только после этого бросать.

57. Штрафные броски в парах сериями по 2-3 броска. Проводится как соревнование: побеждает та пара, которая быстрее наберет 15-20-30 попаданий.
58. Штрафные броски в парах до второго промаха. Побеждает тот, кто наберет больше попаданий из двух попыток.
59. Штрафные броски в парах. После каждых трех бросков игроки делают рывок на противоположную сторону площадки и совершают новую серию бросков. Выигрывает тот, у кого больше попаданий за три минуты.
60. Штрафные броски в состоянии утомления. Выполняются индивидуально. В конце тренировки — 6 штрафных подряд.
61. Серии штрафных бросков в начале и в конце тренировки. Выполняются индивидуально, как соревнование на количество попаданий подряд.
62. Соревнование в парах. Первый партнер бросает штрафные до первого промаха. Второй должен повторить или превзойти его результат. Упражнение продолжается до трех побед одного из партнеров.
63. Игрок выполняет 1-1,5-минутную серию прыжков, после чего сразу же бросает 10-15 штрафных подряд. Подсчитывается наибольшее количество попаданий среди игроков.
64. В пятерках игроков выполняется по одному штрафному броску поочередно. Побеждает та пятерка, которая быстрее забьет 15 штрафных.
65. В игровой тренировке делается пауза на 2-3 мин, во время которой игроки в парах бросают штрафные серии, по три броска. Побеждает пара, которая больше забьет за этот отрезок времени.
66. В перерыве между таймами обе пятерки бьют штрафные броски в свои кольца сериями по три броска. Сумма забитых каждой пятеркой штрафных прибавляется к очкам, набранным в первой тайме. 1
67. Штрафные броски выполняются индивидуально под психологическим давлением: насмешки, угрозы, неожиданные посторонние шумы, визуальные помехи и т.д.
68. При работе над интенсивными формами игры — прессингом, быстрым прорывом и т.п. — в тренировке делается перерыв для штрафных бросков в парах. В течение 2-3 мин игроки выполняют серии из трех штрафных бросков на счет.
69. Тренировка штрафных бросков двумя мячами. Выполняется в тройках. Один игрок бросает, двое других подают ему мяч. Бросающий получает мяч в руки, как только освобождается от предыдущего. Подсчитывается количество попаданий в сериях из 20 бросков.
70. Штрафные броски в парах сериями по десять. При нечетных бросках мяч должен попасть в кольцо, не задевая щита; при четных — после удара о щит. Упражнение воспитывает уверенность в своем броске.
71. Чередование бросков с точек и штрафных бросков. См. упр. 29. Можно пробивать одинаковое количество бросков в каждой серии.
72. Искусственное повышение значения штрафных бросков на тренировке. За каждое нарушение правил пробивать не 2, а 4 штрафных.
73. То же, что и упр 72, Команда, совершившая техническую ошибку — пробежку, заступ и др. — наказывается штрафным броском.
74. То же, что и упр 73. Каждый спорный мяч решается серией штрафных бросков до промаха.
75. Штрафные броски после занятий ОФП или СФП. После кросса, занятий на стадионе, плавания (но не после занятий в зале штанги) игроки бьют штрафные при ЧСС 180-190 ударов в минуту.
76. Неожиданные остановки в тренировке на 1-2 мин для выполнения штрафных бросков.
77. Игра в штрафные броски 3х3 с подбором мяча. Команда ‘А’: игроки 1, 3, 5; команда ‘В’: игроки 2, 4, 6.
Игрок 1 бьет штрафной бросок. Его партнеры в случае промаха стараются добить мяч в кольцо. Команда противника стремится овладеть мячом и вывести его за линию штрафного броска. Если игрок 1 забил пять фолов подряд, его меняет игрок 3, а затем игрок 5. Если мячом овладевает команда ‘В’, то игрок 2 начинает бить фолы. За каждый забитый фол команда получает одно очко, за добитый мяч — два очка. Побеждает команда, набравшая первой 31 или 51 очко,
78. Мяч катится от центра поля к линии штрафного броска. Игрок догоняет мяч, подбирает его и выполняет бросок в прыжке.
79. Бросок крюком справа после показа влево.
80. Бросок крюком слева после показа вправо.
81. См. упр. 41. Добавляется второй защитник, опекающий игрока на линии штрафного броска. После получения обратной передачи либо атакует кольцо сам, либо делает это с партнером.
82. Упражнение для тренировки сверхдальних бросков в специальных ситуациях (концовки встреч и таймов).
2 располагаются на продолжении линии штрафного броска на расстоянии 7-8 м друг от друга. По сигналу тренера игрок 1 начинает рывок к противоположному кольцу, получает мяч и атакует из-за 6-метровой линии. Задача 2-го помешать броску. Смена мест в парах происходит после каждого броска. Проводится как соревнование: побеждает тот, кто быстрее забросит три мяча (Схема 46).

24Февраль

А.Я. Гомельский. Защита прессингом

А.Я. Гомельский. Защита прессингом

Прессинг — это самый активный вид защиты, постоянное давление на соперника. Он может быть личным или зонным, может начинаться с момента вбрасывания соперником: по всей площадке, на 3/4 ее, на своей половине, т.е. на 1/2 площадки.

Целью защиты прессингом является не только психологическое давление на соперника, но и стремление сломать сложившуюся игру соперника, нарушить его привычные связи между защитой и нападением, его комбинации, делать неточными передачи мяча, поспешными — броски. Нельзя применять прессинг, не овладев достаточно приемами индивидуальной защиты. Эта форма обороны требует высоких физических кондиций, хорошего резерва и сыгранности всех игроков и звеньев команды.

Применяется прессинг и как система игры на больших отрезках времени, и как мера вынужденная: при проигрывании в счете для взвинчивания темпа или при ожидании прессинга со стороны соперника.

Играя прессингом, мы стремимся отобрать мяч у соперника — вынуждаем его делать навесные, неточные передачи, которые легко перехватываются. Часто соперники передней линии прессинга, пропустив соперников, не преследуют их, а наблюдают за развитием дальнейших событий — это грубая ошибка. Необходимо преследовать игрока с мячом, стараясь сзади выбить у него мяч, наступая ему на пятки. Тем самым вы заставляете соперника спешить, волноваться, ошибаться.

Если в зонном или личном прессинге вы остались без игрока и не оказываете помощи товарищу, вы допускаете просчет. Если из пяти прессингующих один не активен, насмарку идет труд всей команды. Прессинг — это прежде всего активная оборона команды.

В современном баскетболе многие тренеры склоняются к мнению, что личный прессинг менее эффективен, труден, приводит к большому числу персональных нарушений и уступает по полезности зонным системам прессинга. Я тоже считаю, что сильный, техничный игрок с хорошим дриблингом способен справиться с личным прессингом.

К тому же при растянутой обороне удержать один на один таких игроков, как Марчюленис, Волков, Куртинайтис, Петрович, Шмидт, Кукач, Паспаль, Ривье, Гал-лис, было бы невероятно трудно. Я не говорю уже об игроках НБА. Но хотя зонный прессинг стал более популярным, без умения играть личным прессингом обойтись невозможно. Поэтому необходимо ежедневно тренировать защиту 1 — 1, 2-2, 3-3, 4-4 по всей площадке, с мячом и без мяча, с ведением и без ведения, с заслонами и без них, вначале шагом, потом на высокой скорости.

Полезны упражнения, в которых число защитников преобладает над количеством нападающих. Эти упражнения способствуют взаимодействию защитников, прививают навыки отбора мяча. Хороши они и для атакующих игроков. При тренировке личного прессинга следует должное внимание уделить быстрым передвижениям игроков в активной стойке, в разных направлениях, при умелой смене позиций игроков. Защитники первой линии обороны стремятся оттеснить своих нападающих к боковым линиям и не дать нападающему обойти себя с мячом и без мяча.

Если одному из защитников удалось остановить атакующего с мячом у боковой линии на пересечении со штрафной или центральной линией, партнер по обороне должен прийти на помощь товарищу: вдвоем они заставляют его сделать навесную передачу, к перехвату которой готовы остальные три игрока.

Начальная стадия личного прессинга проводится двумя принципиально разными тактическими построениями:
1. Вводящего мяч в игру соперника держит высокий подвижный крайний и активным движением рук мешает ему сделать прицельную передачу (Схема 57).
2. Вводящего мяч в игру соперника никто не опекает, зато двое прессингующих мешают получить мяч наиболее опасному дриблеру (Схема 59). Например, Волков сзади страховал Сокка и Марчюлениса при перекидке игроку 5 (Схема 60).

Несколько советов при защите личным прессингом:
1) никогда не позволяйте дриблеру обойти себя, не пропускайте его через центр поля, оттесняйте к боковой линии, заставьте остановиться и не давайте сделать точную передачу, мешая ему движениями рук;
2) если партнер по защите дал себя обойти, немедленно придите к нему на помощь, конечно, не оставляя своего подопечного в толевой позиции под щитом;
3) постоянно следите не только за своим подопечным, наблюдайте за действиями партнеров, научитесь видеть все поле.

В сборной СССР и ЦСКА нам больше всего приносил успех зонный прессинг 1-2-1 — 1. Начинали мя прессинг от лицевой линии противника после забитого и штрафного мячей. Высокий крайний Волков мешал сделать вбрасывание мяча. Если мяч вводился направо, Марчюленис и Волков атаковали вдвоем защитника Х2, стремясь не дать ему пройти вперед и сделать прицельный пас защитнику XI, Сокк следил за движением ХЗ и Х4. Сабонис страховал тыл, отвечал за длинные передачи и за игрока Х5. Тихоненко в центре поля следил за пасом Х4 длинной передачей и шел на сторону передачи мяча.

Возвращаясь при непрочной атаке, мы строили защиту 2-3.

Источникhttp://slamdunk.ru

24Февраль

Программа для тренировки броска от А.Я. Гомельского

Программа для тренировки броска от А.Я. Гомельского

Броски по кольцу — важнейший технический элемент игры, конечная цель всех действий на площадке.

Игроки любого класса обычно уделяют тренировке бросков наибольшее внимание и работают над ними особенно тщательно. В задачу тренера входит направление этой работы, ее дозировка и исправление технических ошибок. Тренер вместе с игроком определяет оптимальный способ броска, исходя из физических возможностей, двигательных навыков и психологических особенностей игрока. После этого начинается сложная и очень важная работа по отработке технического исполнения броска, доведения его до совершенства.
Броски различаются по типу их исполнения: одной или двумя руками; по способу исполнения: с места, в прыжке, в движении, после прохода, после обманного движения, крюком, полукрюком, броском сверху; по расстоянию от кольца: ближние (0-3 м), средние (3-5 м) и дальние (из-за линии радиусом 6,25 м), или трехочковые броски.

Тренировать броски по кольцу можно индивидуально, без сопротивления, с пассивным сопротивлением (используя стул, манекен-чучело), с активным сопротивлением защитников, в парах, тройках, группах, в состоянии утомления и психологического напряжения.
Начинать тренировку бросков лучше всего с расстояния в 1,5-2 м, направляя мяч в кольцо так, чтобы он проходил сквозь него, не касаясь дужек. В качестве инвентаря можно использовать обыкновенный стул — броски выполняются стоя на стуле, сидя, стоя на коленях. Затем расстояние до щита увеличивается, игрок постепенно отходит от кольца на свои обычные позиции для атаки.

Точность броска зависит прежде всего от техники — доведенной до автоматизма, стабильной и рациональной, а также от психологических свойств — смелости и уверенности в своих действиях, собранности, умения противостоять сопернику.

Поставить правильный в техническом отношении бросок необходимо в самой ранней стадии обучения, поскольку исправлять ошибки в технике броска значительно сложнее, чем сразу обучить правильному выполнению его. Игрокам полезно постоянно просматривать кинопрограммы лучших снайперов, с тем чтобы учиться правильной постановке кисти, положению рук, ног, корпуса, выполнению прыжка. Еще полезнее увидеть действия известного снайпера на тренировке, когда он совершает бросок по кольцу. Хорошо, если тренер сам может продемонстрировать правильное выполнение броска, но еще важнее, если он подмечает все технические ошибки учеников и умеет их исправлять.

Ценный опыт можно получить, наблюдая, как бросают по кольцу лучшие игроки НБА, России, Латвии и других стран, даже если смотреть их игру не на площадке, а по телевидению.

Очень часто знаменитый снайпер становится кумиром для начинающего игрока и, пожалуй, подражание кумиру — один из успешных путей к достижению цели: приобретению навыков стабильного и точного броска.

Упражнения для тренировки бросков.

1. Броски из-под щита. Игроки выстраиваются в две колонны. В каждой колонне по два — три мяча. После ведения головной игрок забрасывает мяч и передает его в свою колонну. Затем переходит в хвост другой колонны (Схема 30) .
2. Броски из-под кольца с препятствием. Игрок отдает мяч тренеру, разбегается к кольцу, получает ответную передачу, делает два шага, перепрыгивая.через стул, и бросает по кольцу. Задача: при броске выпрыгнуть максимально вверх, не задеть стул и быть готовым к борьбе на щите. Упражнение воспитывает у игроков стремление завершать бросок из-под кольца в высшей точке прыжка, оставаться в игре после броска и участвовать в борьбе за отскок на чужом щите (Схема 31).
3. То же, что и упр. 2, но тренер передает игроку мяч для завершения атаки в одном прыжке.
4. Броски со средней дистанции без сопротивления. Игрок ведет мяч от центра поля к линии штрафного броска, выполняет бросок в прыжке, идет на подбор, в случае промаха добивает мяч в кольцо, вновь подбирает его и с ведением возвращается к линии штрафного броска. Повторить 10-15 раз подряд в быстром темпе.
5. То же, что и упр. 4, но ведение начинается от лицевой линии к линии штрафного броска и бросок выполняется с поворотом на 180 .
6. То же, что и упр. 4, но бросок выполняется с расстояния 5-6-8 м, с разных точек.
7, То же, что и упр. 6, но после выполнения передачи от стены.
8. Броски из-под кольца одной рукой в движении. Игроки выстраиваются в две колонны вдоль боковых линий поля, у игроков левой колонны мячи. Движение к кольцу начинают два первых игрока из разных колонн. Игрок с мячом ведет мяч до продолжения линии штрафного броска и делает передачу направо. Игрок из правой колонны ловит мяч, делает два шага и выполняет бросок из-под кольца (без удара в пол). Пасовавший подбирает мяч, возвращает его в левую колонну, после чего партнеры меняются местами.
9. Броски из-под кольца после прохода в тройках с препятствием. Четыре тройки — у одного кольца. Первые номера в каждой тройке обходят стулья с ведением мяча, выполняют финт на бросок или на проход и уходят в другую сторону. Упражнение носит соревновательный характер: выигрывает тройка, которая быстрее забросит 15 мячей. При атаке кольца нельзя останавливаться, выполнять бросок можно только в максимально высоком прыжке. Упражнение воспитывает смелость, игроки перестают бояться столкновений, овладевают силовым проходом.
По команде тренера происходит смена направления прохода (слева или справа от препятствия) и смена позиций троек. Темп выполнения упражнения — очень быстрый (Схема 32).
10. Броски из-под кольца с частичным сопротивлением. Цель упражнения — обучение нападающих укрыванию мяча корпусом и выполнению прохода при контакте с защитником и мелких фолах с его стороны. Упражнение воспитывает волю и бойцовские качества у нападающих и помогает отрабатывать технику выбивания мяча у защитников. Защитник дает нападающему возможность получить мяч, входит с ним в контакт, старается выбить мяч из рук, может слегка его подталкивать. Нападающий должен укрыть мяч корпусом, не выпустить его из рук и забить в кольцо. Ему разрешен короткий дриблинг (не более 2-3 ударов), два шага и бросок (Схема 33).
Смена мест происходит по кругу: после броска — на передачу, потом — в защиту. По сигналу тренера происходит смена стороны площадки или угла движения к кольцу.
11. То же, что и упр. 10, но защитнику разрешается пытаться накрыть мяч при броске (в этом случае даже мелкие фолы запрещены).
12. Броски из-под кольца с сопротивлением. Все игроки — с мячами, два самых лучших игрока команды по накрыванию бросков находятся в противоположных трехсекундных зонах. Задача нападающего — преодолеть сопротивление высокорослого защитника и забить мяч. Задача защитников — чисто блокировать бросок.
По заданию тренера нападающий может получить право на откидку мяча тренеру, если бросок по кольцу невозможен (откидка разрешается только в последний момент). В этом случае защитник должен успеть сделать несколько шагов в сторону передачи (Схема 34).
13. Упражнение выполняется в парах, потоком, атакуются оба основных кольца. Нападающий начинает движение с финта в любую сторону и делает рывок мимо защитника к кольцу. Его задача — получить мяч от тренера и не дать защитнику до него дотянуться. Атаковать кольцо разрешается только дальней от защитника рукой (Схема 35).
14. Бросок сверху:
а) забить мяч сверху после ведения; б) забить мяч сверху после получения передачи в прыжке с двух ног;
в) забить мяч сверху с пассивным сопротивлением; г) забить мяч сверху пятью различными способами (проводится как соревнование в команде на самый красивый бросок);
д.) забить два мяча сверху в одном прыжке (второй мяч подбрасывает тренер, либо игрок держит оба мяча в руках);
е) броски сверху подряд одного и двух мячей на время и количество повторений;
ж) забить мяч сверху после прохода вдоль лицевой линии с противоположной стороны кольца (5-6 раз подряд);
з) забить мяч сверху броском из-за головы, выполнив в прыжке поворот на 180 (5-6 раз подряд).
15. ‘Упражнение снайпера’ с трех точек в радиусе 180 см от кольца. Броски в прыжке (каждый игрок выполняет свой обычный бросок), по десять бросков с каждой точки. Успешными считаются только те броски, при которых мяч влетает в кольцо, не коснувшись дужки.
16. То же, что и упр. 15, но с пяти точек в радиусе 320 см от кольца.
17. ‘Соревнование снайперов’ в парах с пяти точек в радиусе 4,5-5 м от кольца. С каждой точки каждый игрок должен забить три мяча подряд. Выигрывает та пара, которая пройдет все точки, т.е. забьет 30 мячей.
18. Игра 1х1 без подбора. Защитник отдает мяч нападающему и сразу занимает защитную позицию. Нападающий может пробить по кольцу сразу с той точки, на которой он получил мяч или после одного (не более) удара в пол. Проводится как соревнование: выигрывает тот, кто больше забьет из десяти попыток.
19. Броски в парах. Выполняется по десять бросков со средней и дальней дистанции. После каждого броска игрок делает рывок до центральной линии поля и возвращается обратно.
20. Броски в парах до 21 (31 или 51) попадания. Игрок выполняет бросок (средний или дальний), подбирает мяч и возвращает его партнеру. Проводится как соревнование: выигрывает та пара, которая быстрее наберет указанное тренером количество попаданий.
21. Броски в группах. По две группы — на каждое кольцо. Игроки, согласно амплуа, выполняют броски со своих позиций. После броска подбирают мяч и отдают его партнеру. Задано время или количество попаданий — 20,30,50.
Можно выполнять с пассивным сопротивлением со стороны подающего мяч игрока.
22. Броски в парах со средней дистанции после длинной передачи. Партнеры — на противоположных сторонах площадки. После броска игрок подбирает свой мяч и делает длинную передачу партнеру на другую половину поля. Тот выполняет бросок сразу после ловли мяча, без удара в пол. Проводится как соревнование: побеждает та пара, которая раньше забьет 20 мячей.
23. Броски в парах со средней дистанции после короткого ведения. Игрок Н получает мяч, обводит препятствие (стул) и после 2-3 ударов выполняет бросок в максимально высоком прыжке. Партнер X, подобрав мяч у щита, возвращает его нападающему Н в исходное положение. Смена после 10 попыток. По сигналу тренера игроки начинают обводить препятствие с другой стороны (Схема 36).
24. Броски в прыжке со средних и дальних дистанций с приземлением на точке выпрыгивания. Выполняется в четверках двумя мячами. Первый игрок в колонне начинает на большой скорости движение к препятствию, перед которым резко останавливается и бьет по кольцу в максимально высоком прыжке (препятствия — высокие банкетки или манекены).
Приземляясь на точке выпрыгивания, игрок должен не задеть препятствие. Совершив подбор мяча, он возвращает его партнеру и бежит в хвост своей колонны. Проводится как соревнование: побеждает та четверка, которая быстрее забьет 40 мячей (Схема 37).
25. Броски в прыжке после резкой остановки при получении передачи. Игрок 2 делает рывок на линию штрафного броска, получает мяч от игрока 1, резко останавливается и выполняет бросок в прыжке. Игрок 3 подбирает мяч и возвращает его в колонну. Смена мест игроков происходит по кругу (Схема 38).
26. То же, что и упр. 25, но игрок 3 оказывает пассивное или активное сопротивление игроку 2.
27. Броски в прыжке через руку соперника. Выполняется в парах. Нападающий Н совершает бросок через руку защитника 3, ему запрещено бить мяч в пол. Тренер может дать защитнику несколько вариантов задания: просто поднимать руку на каждый бросок, держать руку у лица нападающего, выпрыгивать с вытянутой рукой на ‘/^ или ^ своего прыжка. Игроки в паре меняются местами после каждого броска (Схема 39).
28. Соревнование снайперов, или игра ‘Вокруг света’. Правила игры:
1) у каждого кольца не более трех человек;
2) первый снайпер начинает движение с точки 1 и бросает с каждой последующей точки, пока не пройдет их все или не промахнется;
3) в случае промаха снайпер может использовать вторую попытку с этой же точки и, если она окажется удачной, продолжает свой путь. В случае второго промаха он должен вернуться на точку 1 и начать игру сначала, дождавшись своей очереди. Игрок также имеет право отказаться от второй попытки и ждать, пока совершит промах соперник. В этом случае, когда очередь вновь дойдет до него, он продолжает игру с той точки, на которой остановился. Побеждает тот, кто первым пройдет все 5 точек (Схема 40).
29. ’25 + 10′. Выполняется в парах. В радиусе 4,5-5,5 м от кольца размечается 5 точек. Игрок совершает 5 бросков с каждой точки и после каждой серии пробивает 2 фола. Побеждает тот, чья сумма окажется лучшей.
30. Броски в тройках. Выполняются одним мячом. Игрок бросает по кольцу, один из его партнеров подбирает мяч и отдает его третьему игроку для броска. Смена мест происходит после каждого броска по кругу.
31. Броски в тройках — двумя мячами, по 1-5 бросков подряд. Дальность броска определяет тренер. Проводится как соревнование: побеждает та тройка, которая быстрее наберет 10, 15, 30 попаданий. Можно ввести пассивное сопротивление со стороны подающего мяч игрока.
32. Средние броски в парах против одного защитника. Два игрока располагаются в радиусе 5-6 м от кольца, на расстоянии 3-4 м друг от друга. Перед броском они выполняют 3-4 передачи не сходя с места. Защитник мешает передавать мяч, а затем мешает броску. Смена мест происходит по кругу после каждого промаха.
33. Трое нападающих (Н) располагаются по 6-метровой линии: напротив и под 45 к кольцу. Бросать по кольцу можно только после первой или второй передачи (но не более четырех передач). Задача двух защитников- (3) — активно мешать броску. Смена мест происходит после каждого промаха. Промахнувшийся становится защитником, а один из защитников идет на его место (Схема 41).
34. То же, что и упр. 33, но после броска разрешается борьба за отскок. В случае овладения мячом нападающими смены мест не происходит.
35. Средние и дальние броски в группах (пятерках или шестерках). В каждой группе три мяча. Игроки должны запомнить, кому отдают мяч и от кого получают передачу (для этого целесообразно перед началом упражнения сделать несколько передач по кругу). Игрок бросает по кольцу, сам подбирает свой мяч, отдает его партнеру и выходит вновь на позицию для приема передачи и броска по кольцу.
36. Броски в тройках с сопротивлением. Один из партнеров пасует мяч нападающему, находящемуся под опекой защитника. Нападающий принимает мяч и атакует кольцо сразу или после короткого ведения. Задачу защитника определяет тренер: борьба за получение мяча, выход к получившему мяч игроку, борьба с проходом и т. д. Смена мест в тройке происходит по кругу после каждых 5 бросков. Проводится как соревнование на счет.
37. Броски в тройках (по 15 бросков). Каждый игрок в тройке совершает по 5 бросков подряд, в каждое кольцо в зале. Побеждает та тройка, которая наберет больше попаданий. Можно выполнять с сопротивлением.
38. Дальние и средние броски в тройках. У каждой тройки два мяча. Один игрок выполняет 10-15 бросков подряд, двое партнеров снабжают его мячами, не позволяя делать пауз. Затем происходит смена мест. Каждый игрок в тройке должен сделать 2 подхода и считать количество попаданий.
39. Средние и дальние броски в парах или тройках. Соревнование между парами (тройками): кто быстрее наберет 21,31,51 попадание.
40. Дальние броски без сопротивления. В 5-7 точках вдоль 6-метровой линии лежит по мячу. Первый игрок по сигналу тренера бежит от лицевой линии к первой точке, берет мяч, бросает по кольцу, идет на подбор (если бросок был неточным, добивает мяч в кольцо), с ведением возвращается к первой точке, кладет мяч и переходит к следующей точке. В момент, когда первый игрок положит мяч на точку 1, стартует второй игрок. Упражнение выполняется на два кольца 3-4 мин.
41. Средние и дальние броски по кольцу в группах по 5-6 человек. Игроки передают 2-3 мяча по кругу. Когда последовательность передач хорошо усвоена, тренер дает сигнал приступить к броскам по кольцу. Игроки с мячами бросают по кольцу, идут на подбор, делают передачу партнерам и возвращаются на точку для броска. Каждая группа игроков громко считает количество попаданий. Проводится как соревнование: побеждает та группа, которая быстрее наберет 50-60 попаданий.
42. Игра в баскетбол 2х2 или 3х3 на одной половине площадки. Броски из трехсекундной зоны запрещены. Игра ведется до 20 очков, после попадания в кольцо владение мячом сохраняется. За мяч, забитый из-за 5-метровой линии, начисляется 2 очка, за все остальные — 1.
43. Игра в баскетбол 3х3 или 4х4 по всей площадке. Быстрый прорыв разрешается завершать броском из-под кольца, а позиционное нападение — только средним или дальним броском.
44. Упражнение для высокорослых игроков — отработка броска крюком. Высокорослый игрок (Ц) отдает мяч тренеру, входит в трехсекундную зону, получает пас и атакует кольцо крюком. После приземления обязательно выпрыгивает к кольцу на добивание, даже если мяч попал в кольцо.
Тренер может направлять мяч игроку ударом ноги, чтобы тот учился обрабатывать сильные передачи. По команде тренера меняется сторона, с которой происходит вход в зону (Схема 42).
45. То же, что и упр. 44, но с сопротивлением. Задачи защитника (3) — мешать нападающему (Ц), когда он получает пас от тренера, бросает по кольцу, добивает. Перед началом движения к мячу нападающий должен выполнить финт в лицевую линию. Если защитник перекрыл прямую передачу, тренер может отдать навесной пас на край щита для завершения атаки в одном прыжке, броском сверху (Схема 43).
46. Упражнение для тренировки навыков броска с поворотом на 90-180 .
Игрок 1 из левой колонны отдает пас тренеру 1 и начинает движение через трехсекундную зону, тренер 1 делает передачу тренеру 2, и тот отдает пас игроку 1 на границе зоны. Игрок 1 выполняет бросок с поворотом. В момент, когда тренер 2 освобождается от мяча, игрок 2 из правой колонны отдает ему пас и начинает движение через трехсекундную зону, тренер 2 пасует мяч тренеру 1 и т.д. После броска игроки должны подбирать свой мяч и уходить в противоположную колонну (Схема 44).
47. Броски для центровых игроков. Каждый игрок со своим мячом совершает броски в движении во все щиты в зале: сверху, крюком, полукрюком, с разворотом на 90 или 180 , дальние.
Смена вида броска и направления движения происходит по команде тренера.
48. То же, что и упр. 46, но вводится один защитник. Тренер определяет степень активности его сопротивления.
49. Средний бросок из-под заслона, 1х1 на два кольца. На обеих линиях штрафного броска располагаются по одному свободному игроку. Вдоль обеих боковых линий идет игра 1х1 по всей площадке. После перехода центральной линии игрок, владеющий мячом (Н), отдает пас на линию штрафного броска и наводит своего опекуна (3) на заслон. Затем, получив ответную передачу, нападающий должен как можно быстрее совершить бросок по кольцу (Схема 45).
50. Бросок по кольцу сверху или от щита после приема навесной передачи от разыгрывающего или тренера.
51. Бросок по кольцу с дистанции 4-5 м после кувырка вперед с мячом в руках.
52. Бросок по кольцу с дистанции 4-5 м после кувырка назад с мячом в руках.
53. Бросок по кольцу после нескольких кувырков подряд с мячом в руках.
54. Пас в щит, ловля мяча и бросок по кольцу в одном прыжке.
55. В одном прыжке игрок должен выполнить финт на передачу и бросок по кольцу.
56. Мяч катится от лицевой линии к линии штрафного броска. По сигналу тренера игрок стартует от лицевой линии, подбирает мяч, выпрыгивает и выполняет бросок по кольцу с разворотом на 180 .

Источник: http://slamdunk.ru

22Февраль

А.Я. Гомельский. Зонная защита

Зонная защита

Смысл этой защиты состоит в том, что игроки отвечают за определенный участок поля, в соответствии с позицией мяча и построением нападающей команды.

Преимущества зонной защиты:
1. Дает возможность расставить игроков в соответствии с их физическими, техническими и психическими особенностями.
Высокие, прыгучие игроки располагаются близко к щиту, подвижные, быстрые игроки — на более высоких от щита позициях.
2. Более командная, легко осваивается, способная компенсировать индивидуальные пробелы игроков в обороне.
3. Способствует контратаке и частым перехватам мяча с возможно большей степенью риска, т.к. партнеры всегда готовы прийти на помощь.
4. Количество фолов при зонной защите обычно меньше, чем при личной.
5. Эта защита менее уязвима против комбинации из заслонов.
6. Может концентрироваться при сильных центровых соперника и растягиваться при наличии снайперов.
7. Больше, чем личная защита, позволяет экономить силы игроков и охранять лидеров от фолов.
8. Наиболее эффективна против соперников с сильными центровыми.
9. Команда, владеющая зонной защитой, может легко строить смешанные формы защиты: 3-2, 4-1, 2-3.
10. Удобна и применяется на полях маленького размера.

Недостатки зонной защиты:
1. Уступает личной в психологической ответственности игроков, их заряженности на индивидуальную победу в защите.
2. Менее пригодна против команд с сильными снайперами.
3. Как правило, углы площадки при зонной защите менее защищены.
4. Зонная защита может применяться эпизодически и не должна служить основной формой обороны. Нецелесообразно применять зонную защиту в начале встречи, когда игроки соперника еще не утомлены, достаточно энергичны — их броски более точны, результативны, чем в конце игры.

Существует несколько построений зонной защиты, однако каждая из зонных защит должна легко трансформироваться в зависимости от нападения — растягиваться при атаках издали и группироваться вокруг кольца.

Четный тип построений зонной защиты включает системы: 2-2-1, 2-1-2, 2-3.

Нечетное построение: 1-2-2, 1-3-1, 3-2.

Каждое из этих построений имеет свои достоинства и недостатки, которые полезно проанализировать.

Стрелками обозначено направление движения игроков. Заштрихованные места на площадке — слабые позиции защиты.

Зонная защита 1-2-2 (Схема 47)

#1 — самый легкий, быстрый защитник, #2 и #3 — достаточно подвижны, прыгучи, хорошо, если их рост не менее 2 м. #4 и #5 — центровые. Их задача — борьба с центровыми соперника, подбор мячей от щита.

Эта система наиболее пригодна против команд, стремящихся атаковать из-под щита через центровых. Недостатки — слабые позиции, указанные на рисунке.

Зонная защита 2-1-2 (Схема 48) Применяется против сильных центровых соперника, которые опасны на «втором этаже», при подборе мяча. Хороша для развития контратаки быстрыми игроками #1 и #2. Уязвима в углах под 45 , по центру для дальних и средних бросков. Задача центрового #5 — опекать центрового соперников и вместе с ?3 и ?4 создать треугольник для подбора мяча. #3 и #4 — подвижные и высокие крайние, их можно менять местами в зависимости от места атаки снайпера.

Зонная защита 1-3-1 (Схема 49) Помогает постоянно удерживать #3, #5, #2 между мячом и корзиной, используется против сильных центровых соперника и бросков со средних и близких позиций. Слабость ее — броски с углов площадки и проходы к щиту по лицевой линии.

#1 — самый быстрый защитник, убегающий в отрыв при каждой возможной ситуации, #2 и #3 — подвижные, прыгучие игроки, #5 — центровой, #4 — быстрый крайний, способный перемещаться в углы площадки.

Зонная защита 3-2 (Схема 50)
#1, #2 и #3 — агрессивные, подвижные игроки, от активности которых во многом зависит успех всей системы. Все трое нацелены на перехват мяча и контратаку. Наиболее приемлема эта система против команд, стремящихся атаковать издали, и менее пригодна против сильных центровых. Трехсекундная зона и позиции под углом 45 наиболее уязвимы. #1 отвечает за штрафную линию. #2 и #3 участвуют в борьбе за подбор. #5 и #4 — первый и второй центровые.

Зонная защита 2-3 (Схема 51) Наиболее сильна под щитом, в углах площадки по лицевой линии. Применяется против высокой, мощной команды, атакующей с близких позиций и из-под щита. Часто используется для группового отбора мяча в углах площадки. При взаимодействии #4 и #2 или #3 и #1 защита менее эффективны на штрафной линии и под углом 45 . #5 — центровой, #4 — второй центровой, #3 — крайний, #1 и #2 — защитники, постоянно нацеленные на перехват и контратаку.

Зонная защита 2-2-1 (Схема 52) Эта защита применяется подвижными и невысокими командами, нацеленными на перехват мяча и постоянную контратаку. Применяется эта зонная контратака против команд, стремящихся атаковать со средних дистанций. Центровой #5 отвечает за подбор, крайние #3 и #4 отвечают за позиции в углах и под 45 , подбор мяча и за штрафную линию.

Защитники #1 и #2 стремятся закрыть проходы к щиту и в трехсекундную зону, а сами постоянно нацелены на контратаку.

22Февраль

Прыжок от бедра

Прыжок от бедра

Уравнение для прыжка имеет вид F=Ma. M — масса, которая тесно связана с весом, который ты можешь поднять. A — ускорение или в нашем случае скорость. В этой программе первые 8 недель будут посвящены массе (M в нашем уравнении). Следующие 4 недели вы будете заниматься ускорением (A в нашем уравнении).

Вам придется поднимать тяжелые веса в этой программе.

Упражнения для выполнения: приседания, поднятия на носках, выпады (подъемы), растягивания, упражнения на пресс.

Вы можете заменить подъемы выпадами, но подъемы немного лучше.

Вы будете делать эту программу 3 дня в неделю. Первые 8 недель:

1. 4-6 повторений для приседаний

2. 4-6 повторений для выпадов/подъемов

3. 8-10 повторений для подъемов на носках

4. 6-8 повторений для растягивания

5. 12 повторений для пресса с весом

Ключ — использовать достаточный вес, для того чтобы ты делал как минимум повторений (кол-во в расписании), но не больше, чем в расписании. Это касается всех упражнений, кроме упражнений на пресс. Для пресса начни с веса, при котором ты будешь делать 12 повторений, а затем каждую неделю добавляй 2 повторения.

Недели 9-12

На 9 и 10 неделе сбавь вес. Используй 65-70% веса, который ты использовал на 8-ой неделе, кроме пресса и растягивания (продолжай увеличивать вес на этих упражнениях).

Каждую тренировку или через каждую тренировку старайся добавлять немного веса кроме упражнений на пресс. Ты должен делать как минимум 4 повторения, если делаешь 6 повторений, добавь еще веса. Для приседаний, выпадов/подъемов и подъемов на носках нужно делать 12 повторений очень быстро. Это будет развивать скорость твоих мышц. Делай эти упражнения 3 раза в неделю.

Последние 2 недели ходи на площадку и прыгай как можно выше на кольцо. Сначала, делай всего один шаг перед прыжком (с двух ног), отдыхая между прыжками, затем сделай 10 прыжков с одной ноги (меняя ноги). Старайся ухватиться за кольцо 2мя руками. Делай это 3 раза в неделю.

Эти последние 4 недели увеличат твое ускорение (A в нашем уравнении).

После выполнения этой программы ты увеличишь свой прыжок как минимум на 10 инчей (25 см).

21Февраль

Тренировка дриблинга от А.Я. Гомельского

Тренировка дриблинга от А.Я. Гомельского

Ведение мяча — один из основных технических элементов баскетбола, второй, после передачи, способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведение мяча — фундамент для стабильного контроля за ним, основа индивидуального обыгрывания соперника.

Ведение различают по основным способам:

  • высокое скоростное ведение (высокий отскок мяча от пола, угол сгибания ног в коленях — 135-160 ).
  • низкое ведение с укрыванием мяча (низкий отскок мяча от пола, угол сгибания ног в коленях — 90-120″).
  • комбинированное ведение.

При ведении мяч переводится с руки на руку тремя приемами: ударом перед собой, ударом за спиной или между ногами, пивотом (поворотом на 270-360 при соприкосновении с защитником).

Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, наклон тела — чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов любой момент изменить направление движения, сделать остановку, передачу или бросить по кольцу. Мяч укрывается от соперника корпусом, плечом, свободной рукой. Кисть руки, ведущей мяч, регулирует силу удара, высоту отскока и направление движения мяча. При этом мяча касаются лишь кончики пальцев, игрок не должен смотреть на мяч, а только периферическим зрением контролировать его. В поле зрения дриблера одновременно должны находиться партнеры, защитники, судьи.

Следует учитывать, что самое быстрое ведение мяча уступает в скорости передаче. Способ ведения выбирается в зависимости от расстояния до защитника и до кольца соперника.

Упражнения для отработки ведения мяча:

1. Стоя на месте. Ведение вокруг корпуса.
2. Стоя на месте. Ведение вокруг и между ногами.
3. Стоя на месте. Разновысокое ведение. Несколько ударов с высотой отскока 60-80 см и сразу же переход на низкое ведение с высотой отскока 10-15 см.
4. Стоя на месте. Очень частое низкое ведение попеременно левой и правой рукой.
5. Стоя на месте. Ведение двух мячей.
6. Стоя на месте. Ведение трех-четырех мячей.
7. Сидя на скамейке. Очень низкое ведение, высота отскока не более 5-7 см от пола.
8. Сидя на скамейке. Ведение мяча под вытянутыми вперед ногами в быстром темпе.
9. Бег на носках с ведением мяча.
10. Бег на пятках с ведением мяча.
11. Бег на краях стопы (поочередно внешнем и внутреннем) с ведением мяча.
12. Бег в полуприседе с ведением мяча.
13. Передвижение в глубоком приседе с ведением мяча.
14. Спортивная ходьба с ведением мяча.
15. Гладкий бег с поворотами и ведением мяча.
16. Гладкий бег с переводами мяча с руки на руку перед собой, за спиной и между ногами.
17. Бег приставными шагами: мяч проходит между ногами на каждом шаге.
18. Бег окрестным шагом с ведением мяча.
19. Бег спиной вперед с ведением мяча.
20. Передвижение спиной вперед в глубоком приседе с поворотами на 90 с ведением мяча. Таким образом тренируется пивотный шаг.
21. Бег с выбрасыванием прямых ног вперед с ведением мяча.
22. Бег взахлест назад с ведением мяча.
23. Бег с высоким подниманием бедра. Мяч переводится с руки на руку ударом под ногой на каждом шаге.
24. Передвижение попеременными прыжками с ноги на ногу с ведением мяча.
25. Передвижение прыжками на двух ногах с ведением мяча.
26. Передвижение прыжками на одной ноге с ведением мяча.
27. Гладкий бег с ведением двух мячей с обязательными переводами за спиной и между ногами.
28. Бег в полуприседе с ведением двух мячей с разворотами и переводами мячей за спиной.
29. Ведение двух мячей вприсядку. Ноги выбрасываются поочередно вперед и в стороны.
30. Ведение одного или двух мячей, поднимаясь и спускаясь бегом по лестнице. Мяч (мячи) должен ударяться о каждую ступеньку.
31. Ведение мяча во время серийных прыжков.
32. Ведение мяча во время прыжков с разворотами на 180 и 360 . Мяч переводится между ногами или за спиной.
33. Ведение одного или двух мячей во время серии ‘фигурных’ прыжков — ‘ножницы’, ‘разножка’ и поворот. Мяч переводится между ногами или за спиной,
34. Ведение мяча во время прыжков через гимнастическую скамейку: лицом, боком, спиной вперед. Сначала мяч ударяется в пол только с одной стороны скамейки. По команде тренера игрок переводит мяч через скамейку одновременно с прыжком.
35. Ведение мяча во время прыжков через скакалку. Крутящие скакалку игроки тоже ведут мячи.
36. Ведение мяча во время прыжков через скакалку в парах. Два игрока с мячами встают рядом и берут скакалку один в правую руку, другой — в левую, крутят ее и перепрыгивают синхронно. Свободными от скакалки руками они ведут мячи.
37. Ведение мяча во время прыжков в парах. Два игрока берутся за руки, стоя плечом к плечу, и совершают синхронные прыжки. Одновременно свободными руками они ведут мячи.
38. Бег на 100 м с барьерами с ведением мяча. Количество барьеров на дистанции — до 20. Высота барьеров может быть неодинаковой.
39. Бег на 40-60-100 м с ведением мяча после низкого или высокого старта.
40. Гладкий бег с ведением мяча. По сигналу тренера игроки делают разворот на 180 и рывок спиной вперед на 10-15-20 м с ведением мяча.
41. Прыжок в высоту с ведением мяча. Игрок выполняет разбег с ведением мяча, перед прыжком берет мяч в руки и прыгает через планку.
42. Прыжок в длину с ведением мяча. Игрок выполняет разбег с ведением мяча, перед отталкиванием ловит мяч и прыгает в длину.
43. То же, что и упр. 42, при выполнении тройного прыжка.
44. Ведение мяча во время запрыгивания и спрыгивания с препятствия высотой 60-70 см.
45. Гладкий бег с ведением мяча. По сигналу тренера — остановка, по новому сигналу — рывок на 6-10-20 м.
46. Гладкий бег в основной баскетбольной стойке с ведением двух мячей. Ведение мячей синхронное, а затем попеременное.
47. Ведение двух мячей во время передвижения в основной баскетбольной стойке: три шага вперед-влево, три-шага вперед-вправо.
48. То же, что и упр. 47, но передвижение спиной вперед.
49. Гладкий бег с ведением двух мячей. По сигналу тренера игроки совершают рывок на 6-10 м, прижимают мячи к полу, поднимают их ударом тыльной стороны кистей и продолжают ведение.
50. Ведение мяча на большой скорости. По сигналу тренера — остановка, игроки берут мяч в руки, выполняют кувырок вперед и продолжают ведение.
51. Эстафета с ведением мяча на стадионе. Каждый этап — 50 или 100 м. Передачи мяча партнеру — только из рук в руки.
52. Ведение мяча только переводами его за спиной через всю площадку по диагонали.
53. То же, что и упр. 52, но перевод мяча — только между ногами.
54. Рывки в парах на 10-20-30 м с ведением мяча. Можно выполнять на стадионе в группах по 3-4-5 чел. Ведение мяча на скорость со сменой направления бега по сигналу тренера.
55. Эстафета с ведением двух мячей в группах. Можно проводить на стадионе. Бег гладкий или с барьерами. Этапы — по 50-100 м.
56. Эстафета на скорость ведения мяча в зале. Этап — длина площадки. Передачи мяча партнеру — только из рук в руки.
57. Эстафета с ведением двух мячей и сменой мячей на каждой линии штрафного броска и на центральной линии.
58. Катание мяча по полу во время бега лицом или спиной вперед.
59. Ведение мяча стоя на коленях, сидя на полу, лежа — поочередно левой и правой рукой.
60. Непрерывное ведение мяча с одновременным исполнением команд тренера: ‘Сесть!’, ‘Лечь!’, ‘Встать!’. Исходное положение — стоя,
61. Ведение мяча о стену или о щит в прыжке.
62. Обводка неподвижных препятствий (стульев) на время. Способ обводки: переводом за спиной, животом, сменой ритма по команде тренера. (Схема 26)
63. Челночный бег с ведением мяча на время. В каждой точке разворота остановка фиксируется прыжком на обе ноги. (Схема 27)
64. То же, что и упр. 63. При этом игрок все время находится лицом к противоположной лицевой линии, т.е. все возвращения осуществляются бегом спиной вперед.
65. Ведение мяча с активным сопротивлением. Игрок с мячом преодолевает сопротивление двух защитников. Нужно провести мяч через всю площадку и бросить по кольцу.
66. Ведение мяча на ограниченном пространстве. Вся команда с мячами собирается внутри трехсекундной зоны. По сигналу тренера игроки начинают ведение мяча, одновременно стараясь выбить мяч у ближних соперников. Те, кто потерял мяч, выбывают из игры. Выигрывают трое оставшихся с мячами.
67. ‘Пятнашки’ в парах с ведением мяча. Пары играют по всему полю, мяч разрешается водить только ‘слабой’ рукой.
68. ‘Чехарда’ с ведением мяча. Участвует вся команда.
69. Ведение с выбиванием мяча сзади, в парах. Ведущий начинает движение от лицевой линии к противоположному кольцу. Его партнер забирает у него мяч сзади и- продолжает движение в том же направлении. Через несколько шагов первый игрок вновь забирает мяч сзади. (Схема 28)
70. Ведение мяча с сопротивлением, 1х1 по всей длине площадки, мяч только у нападающего.
71. То же, что и упр. 70, но вводится второй мяч, т.е. оба игрока ведут мячи.
72. Игра 2х2 с ведением мяча. Передача разрешена только из рук в руки.
73. Игра 1х1 на половине поля с проходом под кольцо. Броски со средней и дальней дистанций запрещены.
74. Синхронное ведение мяча в парах, взявшись за руки. Два игрока, взявшись за руки, ведут мячи свободными руками. По сигналу тренера они меняют направление движения: вперед, назад, влево, вправо.
75. То же, что и упр. 74, но движение осуществляется прыжками на одной или двух ногах.
76. Ведение мяча с отягощением. Один игрок сидит у партнера на спине, оба ведут мячи. Выигрывает та пара, которая быстрее преодолеет расстояние от кольца до кольца и забьет оба мяча.
77. Преследование дриблера. Задача игрока, ведущего мяч, — не дать себя обогнать, укрывая мяч от защитника, вести мяч на максимальной скорости и забить его из-под кольца. Задача защитника — выбить мяч у нападающего или помешать броску по кольцу. (Схема 29)
78. Ведение мяча с поднятой головой. По осевой линии поля через равные промежутки расставлены 5 стульев. Две команды располагаются на противоположных лицевых линиях. По команде тренера стартуют головные игроки каждой колонны. Задача — обвести все стулья и не столкнуться с соперником. Следующий игрок в колонне стартует, когда первый пересекает центральную линию поля. Выигрывает та команда, игроки которой первыми соберутся за противоположной лицевой линией.

© slamdunk.ru