На пределе

На пределе

Многие лидеры клубов НБА проводят на паркете слишком много времени. Такая «расточительность» может аукнуться ближе к лету: как бы тренерам не пришлось отдуваться за собственную неосмотрительность.

Представьте, что вам нужно сделать огромную презентацию, от которой будет зависеть весь год работы, а может, и вся ваша карьера. Скажем, крайний срок – июнь. Но что вы можете сделать сейчас, в январе, чтобы подойти к столь ответственному событию во всеоружии? Конечно, наиболее подходящим вариантом кажется непрерывная работа. Но тогда в вашем и без того напряжённом графике не останется ни минуты свободного времени. И вы действительно думаете, что сможете выдерживать такой ритм без малого полгода? Да бросьте, ведь у человеческих возможностей, сколь бы безграничны они ни были, тоже есть предел. Передышки, хоть и кратковременные, жизненно необходимы для организма. Отсюда и вопрос: сколько нужно отдыхать, чтобы не «перегореть»?

Наставники ведущих клубов НБА сталкиваются с подобным вопросом ежедневно, а тяжелее всего решить вопрос правильного распределения игровых минут. Как известно, команда действует наиболее эффективно, когда на паркете задействованы лучшие из лучших. Но если предоставлять им лишние минуты отдыха, увеличивается риск совсем не обязательных поражений. С другой стороны, если постоянно «ездить» на звёздах, то можно вконец их загнать. В таком случае статистические показатели будут падать, возрастёт риск заработать травму, а к матчам плей-офф многие будут выглядеть, мягко говоря, уставшими.

Доподлинно известно, что однозначно действующего, при этом простого решения данной задачи ещё не придумано. Впрочем, можно прибегнуть к ряду временных мер, которые помогут выдержать правильный баланс внутри состава. Вот, к примеру, взгляните на тех же «Чикаго», «Оклахому» и «Лейкерс». Все три клуба всерьёз претендуют на перстни, причём, лидеры перечисленных коллективов проводят на паркете уйму времени. Напоминаю, что прошло уже довольно много времени с тех пор, как команда, действовавшая схожим образом, добиралась до заветной цели. Нет, они, конечно, выходили в финалы, но не более того.

Хорошенько осмыслите следующие цифры: 3000 минут игры за сезон – это все 82 матча (а сезон-то нынче укороченный), при этом из возможных 48 минут «пахать» придётся 37. Конечно, в истории лиги было немало «работяг», способных столько носиться на площадке: за последние 20 лет игроки преодолевали указанную отметку целых 324 раза. И, начиная с эпохи великого Майкла Джордана с его «Буллз», клубы с такими игроками становились чемпионами в 11 случаях из 13. Причём, Его Воздушество собственной персоной не раз превышал лимит в 3000 минут за сезон.

Но дело не в этом. Что-то изменилось в НБА с тех самых пор, когда «Детройт» Ларри Брауна завоевал почётный титул. За последние семь лет, если вести отчёт с сезона-2004/05, когда Бен Уоллес играл почти без передышки, звёздные баскетболисты не превышали озвученный рубеж более 100 раз. Тем не менее большинство из них являются лучшими на сегодняшний день, подавляющее большинство – участники Матча всех звёзд, а иные и вовсе побеждали в турнире. Неслабый получается списочек: Леброн Джеймс, Дуайт Ховард, Деррик Роуз, Коби Брайант, Дуэйн Уэйд, Дирк Новицки, Кевин Гарнетт, Крис Пол, Кевин Дюрант, По Газоль, Блейк Гриффин, Пол Пирс, Рэй Аллен и Крис Бош.

Но это ещё не всё. Угадайте, сколькие из этих «монстров» выигрывали перстни, играя более 37 минут в среднем за матч? Не угадали. Увы, за последние семь лет никто так и не смог покорить вершину НБА, проводя на паркете более 3000 минут за год!

Заставляет задуматься

«Десятки парней не выигрывали трофеев, подумаешь новость, – скажете вы. – Большинство так никогда и не становятся чемпионами, что здесь нового?» Можно ли с полным правом утверждать, будто бы эти франчайзы не побеждали исключительно потому, что слишком много сил тратили до наступления плей-офф? Что ж, существует по меньшей мере парочка аргументов в пользу подобного «обвинения».

Если вы работаете слишком много, повышается риск заболеть или заработать травму, не так ли? Следовательно, приходится не ходить на работу, пока вы не поправитесь, так? С другой стороны, если «разумно» вкалывать по 9-10 часов в день и на выходных ездить отдыхать, можно прийти к выводу, что было потеряно слишком много часов за год, которые можно было бы провести с большей пользой для дела. Поэтому можете сами ограничивать себя в работе или же полагаться на собственный организм. Но необходимо помнить, что существует определённый порог, за которым «механизм» начинает барахлить…

НБА в данном случае не исключение – существует лимит выносливости любой команды и каждого конкретного игрока. Возможно, вы найдёте цифры довольно небольшими: для звёздных игроков в идеале должно выделяться около 33 минут на паркете за матч. В пересчёте на сезон получается 2700 минут за 82 матча (в текущем году выходит 2200 минут за 66 игр). И всё равно многие играют куда больше — и, что неудивительно, страдают от различных «болячек» уже на старте сезона. А более везучие – те, кто пока ещё держится в строю, могут подойти не в лучшей форме к нокаут-раунду. Статистику не обманешь. За последние 20 лет лишь три игрока из «чемпионских» команд привлекли наше внимание, исходя из тематики материала.

Неожиданное открытие

Самый любопытный вопрос – это сколько же по мнению Майка Брауна и Тома Тибодо должны выдерживать на площадке парни вроде Коби Брайанта и Луола Денга? Ответ примерно таков: не так много, как мы с вами привыкли считать. Подавляющее большинство звёзд из команд-победителей достигали среднего показателя 2706 минут за сезон, или 33 минуты за вечер. Конечно, это без вычета времени, упущенного из-за травм и урезанного до 50 игр сезона-1998/99. Но такой «грубый» расчёт был произведён намеренно, чтобы чётко выяснить, сколько было потрачено времени непосредственно на работу, не считая повреждений, дисквалификаций, семейных неурядиц и прочей «мишуры». Всё это свидетельствует о том, что чем больше выступаешь через силу – тем больше пропустишь по болезни (травме). Задача вот в чём: сколько минут за вечер может выступать топовый игрок на своём уровне, при этом оставаясь вполне дееспособным и по окончании регулярного сезона.

И вот что получилось. Лишь четверо из всех, проводивших по 39 минут на паркете более 200 раз (за последние два десятка лет), в итоге завоёвывали перстни. Итак, дамы и господа, встречайте избранных – Тим Данкан, Хаким Оладжьювон, Майкл Джордан и Шакил О`Нил. Как видите – трое «больших», в компании с абсолютной аномалией НБА. Последний раз подобный случай был зарегистрирован почти десять лет назад, в сезоне-2002/03, когда форвард «Сан-Антонио» проводил на площадке в среднем по 39,3 минуты за матч. Аккурат на следующий год Бен Уоллес стал (пока что) последним, кто завоёвывал титул, при этом преодолев отметку в 3000 сыгранных минут за регулярный сезон.

Польза от ограничения игрового времени

Тренеры тоже не могут постоянно беречь своих лидеров: им ведь нужно выигрывать матчи сейчас. Как минимум чтобы не уволили. Ну и чтобы добраться до зловещей «мясорубки» под названием плей-офф, через которую и лежит путь к заветному титулу. Тем временем самым ярым сторонником широкой ротации состава и отдохновения собственных звёзд является мистер Грег Попович: естественно, во имя длительных качественных выступлений «Спёрс». И все мы прекрасно знаем, что примерно за недельку до начала матчей на вылет техасский хитрец приберегает Данкана и Паркера, давая им отгулы буквально по любому поводу.

Таким образом, если считать старину Грэга эдаким «да Винчи ограничения минут для лидеров», то ныне травмированный Ману Жинобили – это, безусловно, его «Мона Лиза». Аргентинец часто попадал в шорт-лист кандидатов MVP, но практически ежегодно защитник проводил на площадке менее 30 минут за вечер: порой даже начиная матч на скамейке запасных. Стоит заметить, что очень немногие тренеры способны на подобное «сдерживание». При этом «Спёрс» во главе с Данканом не только четырежды становились чемпионами, но и выигрывали большинство игр «регулярки» из года в год. Но таких высот достичь практически невозможно, если команда не играет в «умный» баскетбол.

Стоит отметить, что целая группа игроков из команд-чемпионов порой обитала на паркете не так уж много времени. Но эти ребята всё равно входили в тройку среди самых загружаемых одноклубников. Тони Кукоч играл по 26 минут за вечер в сезоне-1995/96. Тем не менее, благодаря пребыванию в добром здравии, по окончании «регулярки» он занял третье место в команде по количеству сыгранных минут. Два года спустя Рон Харпер имел примерно такие же показатели, но в итоге вышло на 632 минуты больше Скотти Пиппена: при этом в среднем за матч он обитал на площадке на 10 минут меньше своего звёздного коллеги. Рик Фокс, Гэри Пэйтон и Дерек Фишер тоже входят в тройки самых «играющих» среди товарищей по команде, и тем не менее статистика утверждает, что в среднем за матч у них выходит немногим более 20 минут игрового времени.

Неуверенность тренеров?

Ещё одна догадка: наставники не жалеют своих отборных «бойцов», потому что боятся. Боятся многих вещей, особенно, таких, как поражения и увольнения. А пуще всего – они не хотят выглядеть глупыми и некомпетентными. Впрочем, тренерское кресло – весьма шаткий трон, который, по статистике, трещит под многими примерно раз в год. Особняком опять же стоит неувядаемый сенсей Попович.

Тем не менее большинство тренеров, которые уверены в собственной неприкосновенности, «стреляют из всех орудий», пока у них наконец не заканчиваются «боеприпасы». За примерами далеко ходить не надо – возьмите хотя бы Руди Томьяновича образца сезона-1993/94. При нём Оладжьювон феерил по 41 минуту за вечер, при этом невероятным образом центровой умудрился пропустить всего лишь две встречи. В итоге «Хьюстон» завоевал свой первый трофей, при том что лидеры проводили на паркете около 35,6 минут во всех 82 играх – это один из самых высоких показателей в новейшей истории. А на следующий год, во многом из-за появившихся «болячек», все трое лидеров проводили на паркете уже по 31,1 минуты, а за весь сезон никто так и не превысил отметку в 2853 минуты. Но, как известно, «Рокитс» снова стали лучшими в лиге.

Наиболее актуально именно сейчас

Джейсон Кидд отыграл больше, чем кто бы то ни было из игроков «Далласа» в сезоне-2010/11, – 2653 минуты. Правда, это немногим больше показателей тех же Джейсона Терри и Дирка Новицки. При этом все трое имеют средние 31,4 минуты в каждом из 82 матчей: старина Хаким наверняка бы посмеялся над этими цифрами. Однако и эти полчаса с «копейками» – вполне в духе последних семи лет, как уже говорилось ранее. Во многом это связано с важными преобразованиями, проведёнными лигой в начале XXI века. В 2001 году судьям было рекомендовано внимательнее следить за игроками во время выполнения проходов и блок-шотов – стали чаще свистеть фолы. Как вам такая формулировка: «контакт, который повлиял на скорость, ритм, баланс и быстродействие» атакующего баскетболиста, «теперь будет считаться недопустимым». То есть любое касание, приведшее к указанным изменениям в траектории движения, может трактоваться как нарушение.

В связи с подобными изменениями, когда «незаметные» прежде толчки стали караться столь строго, появились и новые оборонительные стратегии. Они изобилуют несметным количеством вариантов переключений между атакующими игроками и сменами направлений движения защищающихся. В итоге удалось достичь того, к чему так долго стремились: добиться передвижений от всех десяти игроков одновременно!

«Вне всяких сомнений, работа любого баскетболиста НБА стала в наши дни куда тяжелее, – резюмирует аналитик ESPN Дэвид Торп. – И Том Тибодо – один из немногих, кто понял, как правильно играть по новым правилам. Посмотрите на его команды: перманентное движение. Причём движение, вырастающее из конкретных, эффективных действий. Такой стиль игры очень интенсивен: перед подопечными ставится больше задач, которые изматывают их как физически, так и ментально. Спросите у других наставников вроде Рика Адельмана или Пэта Райли – они подтвердят. Удержать таких баскетболистов куда сложнее».

Возможно, повышение интенсивности самой игры и необходимость постоянного перемещения игроков делают их менее выносливыми. Представьте, что раньше «гонка» проводилась на подготовленной трассе, а теперь «болиды» мчатся по пересечённой местности. В разы сложнее, не правда ли? Несмотря на это, многие «рулевые» продолжают руководить своими подопечными, будто ничего не изменилось. Кевин Лав играет почти по 40 минут за вечер, даже в сжатом из-за локаута сезоне. Денг проводит на паркете более 38 минут, а Брайант (на минуточку, один из самых возрастных среди по-настоящему элитных баскетболистов) – немногим меньше своего чикагского коллеги.

Конечно, приятно думать о том, что эти парни достаточно крепки, чтобы выдержать подобные нагрузки. На самом же деле, клубы с «долгоиграющими» лидерами в составе рискуют остаться без перстней как минимум в текущем сезоне – статистика докладывает. И над этим стоит серьёзно задуматься: ведь успехи в июне куда более желанны, чем январские победы.