Голодные до денег или до побед?

Голодные до денег или до побед?

Новый контракт Рассела Уэстбрука не только дал пищу для размышлений о дальних перспективах «Оклахомы», но и показал тенденцию нового поколения звёзд убегать из команд, которая, возможно, пойдёт на спад.

Нынче «Оклахома» располагается на 23-м месте по общей заработной сумме игроков. И на второй строчке – по соотношению побед и поражений в чемпионате. Идеальное сочетание цена/качества? Да, но с некоторыми оговорками. Присмотритесь: в этом сезоне «лишь» на пять миллионов долларов в год пополняется кошелёк Уэстбрука, на 1,5 – Мэйнора, на 1,28 – Ибаки. К чему веду? Вскоре руководству клуба, вполне возможно, придётся пойти по пути экономии. Первые весточки есть уже сейчас. Как известно, со следующего года подписавший намедни новый контракт Уэстбрук будет получать в среднем уже 16 млн в год.

Здесь, впрочем, и команде, и самому игроку нужно отдать должное. Да, максимальные деньги во втором профессиональном соглашении игроки обычно не выбивают. Есть исключения вроде Джеймса или Боша. Но вспомните ситуацию, сложившуюся вокруг них в «Кливленде» и «Торонто». Один слушок о том, что лидер, символ, идол болельщиков мог перебраться на новое место в поисках лучшей жизни, тёплого климата и чемпионских перстней, – как менеджеры тут же активизировались, предлагая всё большие суммы. Неведомо, исчезли ли с лица земли баскетболисты вроде Реджи Миллера, которые чуть ли не два десятка лет могли оставаться в небольшом (по меркам американских мегаполисов) городке, двигая тамошний фрэнчайз к большим свершениям. Даже если результат при этом пусть и хороший, но всё же не наивысший – к первенству в НБА «Индиана» не приходила ещё ни разу.

Хотя я малость отвлёкся. Вернёмся к фигуре плеймейкера «Тандер». В том, что защитник поставит автограф под новым соглашением, сомнений не возникало никаких. Коллектив-то сложился хороший да всерьёз претендует на высшие награды уже в этом году. Слушок в начале «регулярки» о размолвке Уэстбрука с Дюрантом на поверку оказался то ли преувеличен, то ли благополучно забыт самими фигурантами действа. В общем – идеальный плацдарм для собственного роста да преумножения положительных эмоций по ходу чемпионата. Рассел настолько прилип к нынешнему коллективу, что, грубо говоря, продешевил.

Пусть он является вторым, а не первым «парнем на деревне», едва ли не в любой иной команде ассоциации он мог бы выбить куда больше, нежели 80 миллионов за пять следующих лет. Если разыгрывающий застолбит место хотя бы в третьей символической сборной по итогам сезона, он попадёт под «правило Роуза»: то бишь максимальный контракт для него сможет составлять 30 процентов от общей суммы зарплаты одноклубников, а не 25 – как сейчас. Причём такой вариант развития событий не то что маловероятный – напрашивающийся сам собой. Ещё один аргумент, который защитник мог использовать при переговорах. И который приберёг при себе. Хочется верить – для процветания фрэнчайза.

Давайте оценим перспективы «Оклахомы» с точки зрения контрактов игроков. На следующий год в потенциальных свободных агентах из более-менее важных персонажей лишь Мохаммед. То бишь ролевый игрок, ни разу в сезоне не вышедший в стартовой пятёрке. Если и предложат великану новое соглашение – вряд ли оно будет выше, нежели теперешние 3,75 млн «зелёных» в год. Надеемся, маразм, который нападёт на «верхушку» клубов НБА в последнее время при подписании центровых, «Тандер» всё же минует. В целом, в ближайшие несколько лет «Оклахома» всё ещё будет представлять собой ореол стабильности и процветания (тьфу-тьфу, чтобы не сглазить).

А вот интересная ситуация возникает при рассмотрении перспектив более дальних. Конкретно – сезона-2015/16. На данный момент контракты до этого года имеют три игрока дружины: Дюрант, Уэстбрук и… Реджи Джексон. В общей сложности это уже чуть больше, чем 40 млн в год. Интересно, сколько на тот момент будут стоить Харден, Ибака, Мэйнор, Сефолоша? Явно больше, нежели они получают сейчас. Вот и выходит, что для сохранения ровного состава «верхушке» придётся вкладывать несравненно больший капитал, нежели жалкие (по меркам претендента на чемпионство) 56 млн. А главное: будут ли желание и возможности оперировать возрастающими суммами? Если нет – то наверняка состав коллектива будет на порядок слабее теперешнего. Напомним: многих ключевых штыков команда добыла на драфтах в период кризиса. Нынче же на высокие пики «Оклахома» не претендует, посему и усиливаться за счёт молодёжи шансы имеет меньшие. Сохранит ли руководство звёзд при ослаблении коллектива и падении результатов?

Что до самого Уэстбрука, то главный вопрос по нему стоит следующим образом: поддастся ли защитник веянию моды и последует ли за Джеймсом, Бошем, Энтони, Полом, Дероном Уильямсом? Напомним, третьи контракты с командой, в которой звёзды начинали карьеру, они так и не подписали – разъехались кто куда. Тем же путём, возможно, пойдёт и Дуайт Ховард. То, несомненно, проблема современной НБА. Дэвид Стерн попытался её решить, повторимся, возможностью игроком экстра-класса получать 30 процентов от общих затрат команды на зарплаты. В будущем увидим, каков будет эффект новации. А также выясним, только ли деньги интересует нынешнее поколение баскетболистов либо они предпочтут остаться верными своему клубу. Узнаем на примере того же Уэстбрука, Лава (который наверняка подпишет контракт до 25 января – дедлайна на подобную операцию), а также Гриффина (его переговоры ждут в следующем году).