center]Никаких оправданий[/center]

Никаких оправданий

Подписание Трэйси МакГрэйди «Детройтом» дает некогда звезде лиги последнюю возможность доказать свою состоятельность на самом высоком уровне. Артем Панченко в блоге на Sports.ru вспоминает последние мытарства хьюстонского изгоя, видит в «Пистонс» оптимальную команду и рассматривает переход как определяющий момент в карьере Ти-Мака.

Еще со своей первой игры за «Орландо» против «Вашингтона» Трэйси МакГрэйди приковал к себе не только огромное внимание, но и вынудил болельщиков со всего мира трепетно относиться к его персоне. Совсем молодой, 21-летний игрок заставил каждого поклонника баскетбола ущипнуть себя. Слово «реинкарнация» витало в головах любого, кто присматривался к юному дарованию. Несколько месяцев спустя у публики уже не осталось вопросов: Анферни Хардуэй перенес микрохирургию колена и воскрес в совсем другом человеке. Он выступал под тем же номером в команде, которую Энф недавно покинул. Его манера игры была чертовски похожа на действия Пенни, а талант соизмерялся в тех же килотоннах. Все понимали – этого парня ждет выдающаяся карьера.
«Настоящая команда всегда примет и будет чтить великую личность, если она будет готова пожертвовать собой ради всех них» (Карим Абдул-Джаббар)
Прошло десять лет. Символ поколения действительно провел особенный жизненный путь в баскетболе, и никто не смеет спорить с тем, что он не был обыденным. Никогда еще самый результативный игрок НБА не ухитрялся постоянно спотыкаться на планке первого раунда, не говоря уже о двукратном обладателе такого звания. Мало кому удавалось сделать поворот от претендента на MVP до практически изгнанного из коллектива исполнителя всего за несколько месяцев. Никто не мог выиграть 22 матча подряд с достаточно слабыми исполнителями по меркам своей конференции, нуждаясь при этом, как минимум, в одной операции. Никто не мог предположить, что главная надежда «Хьюстона» на перстни будет кровожадно разорвана стрелами критики тех, кто еще считанные недели назад восхищался всей величиной его таланта.

В одном он не был уникальным: он полностью повторил путь Пенни, своего любимого игрока, кумира, того на кого он хотел быть похожим на площадке. Получилось намного реалистичнее, чем у ЛеБрона или у кого-то еще. Слово «реинкарнация» лезет в голову с еще большей назойливостью. Вчера он считался самым высокооплачиваемым баскетболистом НБА, сегодня он подписывает контракт на ветеранский минимум. Путь от представителя небосклона до обычного смертного подтверждается практически каждым ударом судьбы, постигшим МакГрэйди в последние несколько лет.

Сегодня он согласился прийти в «Детройт», который два года назад предлагал за него Чонси Биллапса и Тэйшоуна Принса. «Рокетс» отказались, «Мистер Биг Шот» уехал в «Денвер» и вывел «самородков» в финал конференции, закончив их серию скитаний по задворкам первого раунда и преодолев этот барьер для «Наггетс» впервые со времен великого похода Дикембе и компании. В это время Ти-Мак сидя в дорогом костюме смотрел за тем, как команда без него и Яо заставляет «Лейкерс» мучится с ними в семи матчах.

С тех пор утекло много воды. Трэйси как обычно трепался так, как не умеет даже Шак, ухитряясь дарить возможности каждый раз поймать себя на противоречиях, а его стоимость падала до уровня плинтуса. Ниже был только Артем Панченко. Все прекрасно осознавали тот факт, что в здоровом виде он все еще высококлассный исполнитель, но он давал лишь минуты, мгновения для того, чтобы узреть себя любимого в таком состоянии. Это отвернуло от него многих. «Чикаго» решило остаться ограниченной командой, подставить Бузера под сложности игры против зоны, вместо того, чтобы поверить в него и частично облегчить себе жизнь. Том Тибодо и все остальные прекрасно знали, что этот парень заслуживал играть в стартовой пятерке и они предоставили бы ему это место, но существовала проблема: два туда – один сюда.

Нет, это не новый виток забытого скандала, связанного с Черным, это термин, обозначающий игру МакГрэйди, который сегодня может выдать великолепный поединок, а завтра с больными коленями просидеть на скамье больше половины игрового времени. Им была необходима стабильность при строительстве нового механизма. Он мог ее предоставить лишь на словах, но им уже никто не верит. В результате баскетболисту, который идеально смотрелся бы в «халф-корт системе» Тома Тибодо, кусочки которой он позаимствовал и у Дока Риверса, и у Джеффа Ван Ганди, «Буллз» предпочли ветерана Боганса и Ронни Брюэра. Теперь, по словам представителей клуба из Иллинойса, они хотят бежать. Аплодирую им стоя. Пусть это и выглядит несколько глупо, но если люди предпочитают играть без человека, способного забить дальний бросок в стартовой пятерке, ограничивая при этом пространство для Карлоса Бузера, нуждающегося в отработке своего нового контракта, то значит, риск связанный с нестабильностью и характером Трэйси повлияет на них больше, чем зонная защита и последующие от ее применения проблемы для Роуза.

Народ стал пускать слухи о том, что «ворк-ауты» он провалил и медобследования вместе с ними, несмотря на то, что представители клубов подтверждали хорошее физическое состояние Ти-Мака и его зажившее колено, вместо того, чтобы посмотреть правде в глаза: риск с приобретением исполнителя такого огромного таланта заключается лишь в том, что он все еще считает себя баскетболистом высочайшего уровня и в случае неполучения достаточного игрового времени начнет бузить. Так было с Айверсоном в «Мемфисе». С МакГрэйди в «Хьюстоне» поступили еще проще: его отстранили при первом же высказывании, поступив пусть и некрасиво, но ясно дав понять: We Not Me.

Ссылка в «Нью-Йорк» лишь еще больше обрадовала скептиков, пялившихся в статистические протоколы и на фотографии, где раз за разом он сидел и держался за ногу. Для этого не нужно было смотреть ту или иную встречу, взирать на то, как МакГрэйди сует мяч молодым партнерам вместо того, чтобы работать на себя. Он впервые в карьере признается, что сам ограничивает собственное игровое время и действует лишь в интересах команды, умышленно отдавая мяч юным и менее талантливым одноклубникам, в моментах, где он смело мог решать и сам. Он публично говорит о том, что он еще не готов. Он показывает, что старается максимально ограничить отрицательное влияние своей слабой выносливости для того, чтобы коллектив не чувствовал себя еще более ущербно. Он перестраивается, но все еще верит в то, что может чего-то достичь, и именно поэтому он не соглашается на роль человека на десять минут. Для него есть одна цель: если мне не дадут нормальное игровое время в команде-претенденте, я вернусь в стан более слабой обоймы, где покажу, что все еще являюсь забивалой от Бога.

С этим сложно спорить. В истории игры было считанное количество людей, которых можно поставить в один ряд или выше него в аспекте одаренности при игре в нападении. Параллельно, в здоровом виде, он еще и защищался на четырех позициях, что в сочетании с золотой головой делало его одним из лучших баскетболистов своего поколения. Только вот каркас, в который был умело залит этот фундамент, рушился с каждым годом, с каждой новой травмой, превратив его сначала в баскетболиста одной половины площадки, а затем и вовсе в ветерана, который является проблемным активом. Джо Думарс решил рискнуть. Он прекрасно понимал, что в такой конференции даже его состав без Монро – все равно претендент на выход в плей-офф. Это было видно еще в прошлом чемпионате, и лишь эпидемия травм вынудила офис прибегать к крайним мерам и сливать сезон.

Но он осознает, что клубу необходимо определенное усиление. Речь не столько в персоналии того или иного конкретного игрока, сколько в единственной возможности получить что-то взамен Принса. Тэйшоун свой человек, он закрыл Кобе Брайанта в том великом финале, он был здесь очень много лет, но его контракт истекает, а положение «Детройта» не позволит клубу развиваться с ним в обойме. Переподписание Тэя – шаг назад. Если дать ему уйти, то появившимся пространством в платежной ведомости Джо будет просто не в силах воспользоваться. Суть не только в локауте. Речь в городе, которому финансовый кризис подписал смертный приговор. Бренд солидной команды позволил заманить сюда никому не нужного Гордона, но сейчас ясно, что ни один молодой и одаренный игрок не поедет в «Пистонс». Дюмарсу удастся привлечь сюда ценные активы лишь с помощью трейда и истекающее соглашение одаренного разнообразного оборонительного форварда здесь выходит на первый план.

МакГрэйди просил у «Чикаго» возможности, которую дали бы любому нормальному баскетболисту: он желал вознаграждения за работу. Его целью было выиграть конкуренцию у Корвера или Денга с Брюэром и получить место в стартовой пятерке. Ему мило намекнули через прессу, что они не верят, что предоставленное место в основной обойме позволит ему провести весь сезон в одном ритме, буквально на одном дыхании. Здесь же все проще: он получит то, что заработает. Нет, не только 1,3 миллиона долларов, но и минуты. Со скамьи, в «гарбедж-тайм», в старте. Все зависит теперь только от него. Никаких ограничений и предвзятости. Дюмарс давно на него охотился и не будет давить на Трэйси, не будет его плавить, не будет требовать от него большего, нежели от остальных.

Он впечатлил генерального менеджера и главного тренера на показательном занятии. Медицинский персонал также не посмел забраковать его. Контракт стал делом времени. Но что это соглашение дало самому МакГрэйди? Исходя из того, что случилось с ним в последние годы, Ти-Мак получит шанс пройти первый тренировочный лагерь за три года. Что такое игрок без ТЛ? Если вы никогда не занимались спортом, не ездили на сборы и не знаете о значимости таких мероприятий, посмотрите на Деррика Роуза времен старта минувшего чемпионата. И это молодой суператлет. Представьте каково больному ветерану после сложнейшей операции?

Правильная предсезонная подготовка поможет Трэйси обрести максимально позволяемую его здоровьем выносливость, то, чего не было у него в эти два прошедших чемпионата. Это приоритет. Получить хоть какие-то ноги, не ватные, не стеклянные, а готовые к нагрузкам. Все остальное придет. Тем более с Эрни Кандером – физиотерапевтом, о котором в НБА слагают легенды. Человеком, который дарит второе, третье, пятое дыхание даже тем, кого уже давно списали. Детройтская пресса просит вас сравнить двух Бенов Уоллесов: того чудища из «Кливленда» последних лет и мужика, который предстал перед взором болельщиков в прошлом чемпионате. А теперь ответьте на вопрос: кто из них на самом деле старше, а кто моложе?

Если есть в лиге команда, способная дать МакГрэйди хоть какое-то доверие, возможность твердо стоять на ногах и получить заслуженное им игровое время, то это только «Детройт». «Пистонс», которые хотят в плей-офф и обладают для этого множеством ресурсов.

Все говорят об Айверсоне, об однолетнем эксперименте, майке с первым номером и о том, как он разрушил обстановку внутри коллектива. Эти люди правы, Ти-Мак никогда не был идеальным партнером. Но на что готов раненый зверь, загнаный в угол? Это последний шанс Трэйси на какое-никакое возвращение, и он должен проявить волю. В противном случае ему действительно нечего делать в этой лиге.

У него есть шанс, которого не было у Пенни. Возможность воскресить свою карьеру, благодаря отдаче, стечению обстоятельств и щепотке удачи. Он может изменить свою судьбу, если перестанет давать глупые интервью (после разговора, стоившего ему соглашения с «Чикаго», он даже перестал заходить в собственный твиттер), кричать о задетом достоинстве и просто начнет работать. Величие Кобе Брайанта, игрока, который сопоставим с ним по таланту и был все-таки хуже него в начале ушедшего десятилетия, не только в выигранных титулах, но и в умении держать себя в форме, работать над собой, сжав зубы. Это то, чего не хватило МакГрэйди для получения перстня в ранге суперзвезды, для того, чтобы стать в один ряд с ним. Он всегда старался искать оправдания. Сейчас их больше нет. Он уже давно превысил лимит, уйдя в минус.

Пришло время продемонстрировать все, на что способен этот феномен. Он обязан делать то, что в плей-офф. В тех самых сериях, где он постоянно уступал. Каким бы ни был результат, но МакГрэйди там отдавал всего себя, играл через боль, работал до пота и крови. Тем обиднее были его проигрыши, тем больше жалости он вызывал. Да, он потом плакал на пресс-конференции, рыдал на скамейке, но претензий по самоотдаче не было никаких. Он показывал, что может быть настоящим мужиком, пусть и изредка, но все же в нем просыпалось сердце воина и чемпиона.

Тогда, когда команда, которой не должно было быть в плей-офф, отыгрывала 20 очков отставания его усилиями на самой бешеной площадке в НБА, а он нуждался в двух операциях. Тогда, когда он поднимался после вылетов и еще больше заводил сам себя на новые свершения, становясь все более злым и яростным, пусть и медлительным и тяжелым. Он обязан найти эту искру, чтобы спасти свою карьеру.

Сочетание этого задора, игры сквозь боль и слезы, полной выкладки на хоть сколько-либо устойчивых ногах вернут баскетболу Трэйси МакГрэйди. Сделает то же самое, что и Грант Хилл в «Финиксе», игрок, которого все также давно списали со счетов. Человек, который как и он, как и Пэнни, мог стать одним из лучших в истории игры, но не сумел совладать с давлением, оказанным профессиональным спортом на его здоровье и довольствовался лишь статусом «особенный»

У Ти-Мака есть две дороги: либо он воскресает, как его бывший партнер, либо угасает, как его кумир. Через год мы поймем, какой путь был избран этим феноменом. Как там он любил говорить? It′s on Me?