Похмельный синдром «Бруклин Нетс»

 

Похмельный синдром «Бруклин Нетс»

 

О суровой реальности, настигшей клуб Михаила Прохорова, и будущем сезоне, который станет для команды переломным.

 

 

Когда твои финансовые потери за сезон составляют 144 миллиона долларов — ровно на 133 миллиона больше, чем у любой другой команды НБА, — очень важно соотнести в правильной пропорции такие понятия, как провал и успех. В прошлом плей-офф «Бруклин Нетс», возглавляемые тренером-дебютантом и игравшие без своего лучшего баскетболиста передней линии, впервые за последние семь лет прошли дальше первого раунда.

 

Стоило ли ради этого тратить фантастические суммы на подписание Кевина Гарнетта и Пола Пирса, обрекая себя на непомерный налог на роскошь при потолке зарплат в 70 миллионов? Самым правильным в данной ситуации было бы сказать — после драки кулаками не машут, и начать перечислять количество матчей, которые из-за травм вынуждены были пропустить Гарнетт, Андрей Кириленко, Джейсон Терри и выбывший практически на весь сезон Брук Лопес.

 

Ставка была сделана, и она сыграла, вопрос в том, сыграла ли она настолько, чтобы окупить пусть не финансовые, но хотя бы болельщицкие ожидания. Наверное — да, ведь вылет от «Майами» во втором раунде 4–1 можно назвать потолком этой команды. Важно другое: вложившись в драгоценную облицовку этого потолка, «Нетс» не оставили себе ни малейшей возможности для дальнейшего обустройства. В этот сезон команда входит с бюджетом в 88 миллионов и контрактами, которые невозможно ни обменять, ни сократить срок их действия, через год ситуация станет немногим лучше, платежка сдуется всего до 70 миллионов, но хотя бы прекратят действовать дорогостоящие соглашения Кириленко и Гарнетта.

 

Все это время «Нетс» будут неустанно продолжать платить налог на роскошь, расплачиваться за дорогостоящие контракты игроков, которые покупались еще в бытность тренера Лоуренса Фрэнка. Тогда у выбравшихся из болотных топей «Нью-Джерси Нетс» были не только деньги, но и время, чтобы доказать, что «сумасшедшие русские инвестиции» впечатлят не только своим количеством, но и правильностью вложений, масштабная PR-кампания, возглавляемая Джей-Зи, сделает клуб одним из самых популярных в лиге, а звездные игроки привлекут на трибуны болельщиков. В тот момент именно время было главным капиталом детища Прохорова, внешне все выглядело многообещающе, а любые прогнозы так или иначе приходилось заканчивать фразой «время пока еще есть, подождем, что будет дальше».

 

И вот прошло два сезона, а клуб, намеревавшийся стремительно ворваться в элиту НБА, все феерит на трансферном рынке, платит еще большие налоги, но при этом напрочь отказывается играть в баскетбол. И если присутствие в первых рядах Джей-Зи и Рианны, а также четвертое место в списке самой продаваемой атрибутики вроде бы слегка расцвечивает картину, то всего лишь 17-е место в рейтинге домашней посещаемости четко дает понять — обычным людям неинтересно просто смотреть на звезд НБА, им хочется видеть главное — победы.

 

Похмельный синдром «Бруклин Нетс»

 

 

В этом смысле будущий сезон должен стать для бруклинцев очень болезненным. Приход в команду такого четко понимающего свои достоинства специалиста, как Лайонел Холлинз — безусловное благо. Но в первый год ему, как и любому другому тренеру, которому предстоит работать с уже имеющимся материалом, придется очень тяжело. Холлинз сделал себе репутацию в качестве специалиста, способного строить дисциплинированные команды, приоритетами которых является игра в защите и главенствующая роль передней линии.

 

Баскетбол Холлинза, пусть и не совсем современный, но зато весьма действенный. Выдрессированные им «Мемфис Гриззлис» за последние четыре года снискали себе репутацию грозы авторитетов, а в сезоне 2012/2013 дошли до Финала Западной конференции, выбив по пути «Клипперс» и «Оклахому». Сейчас Холлинзу надо будет работать с составом, где игроки не покупались специально под тренера, и поэтому многие из них не слишком тяготеют к оборонительному баскетболу. С виду кажущийся странным переход Пола Пирса в «Вашингтон» — прямое следствие назначения Холлинза. Возрастной Пирс даже в молодые годы не славился умением обороняться, а при выходящих с ним в старте Дероне Уильямсе и Джо Джонсоне защита на дуге, откуда в современной НБА атакуют чаще всего, грозила превратиться просто в балаган.

 

Гораздо сложнее для Холлинза в будущем сезоне станет совмещение умеющих играть в защите, но возрастных игроков, с молодыми и не шибко сильными в этом компоненте игры. Заявление тренера о том, что Гарнетт будет играть в старте, понятно. Другой вопрос, сколько лучший защищающийся игрок-2008 сможет проводить на площадке в таком ритме?

 

У Холлинза очень многое завязано на умении больших взаимодействовать друг с другом. Стабильно пасующий на Зака Рэндольфа Марк Газоль — вот чем должен будет стать для Брука Лопеса Кевин Гарнетт, и ради этого тренер будет рисковать его здоровьем и временем. Та же ситуация и с Андреем Кириленко, который точно будет играть в построениях Холлинза более заметную роль, чем это было в прошлом году у Кидда. Предварительно стартовая пятерка «Нетс» а-ля Холлинз выглядит следующим образом: Дером Уильямс — Джо Джонсон — Андрей Кириленко — Кевин Гарнетт — Брук Лопес.

 

Да, есть более атакующий, чем россиянин Боян Богданович, которого «Нетс» дожидались два года, Мирза Телетович не столь подвижный, но здорово бросающий из-за дуги, какой-никакой Алан Андерсон… Но ни у кого из них нет умения Кириленко обороняться сразу на нескольких позициях, начиная от рослого атакующего защитника до четвертого номера. Для Холлинза это главное: в начале матча не дать разбежаться сопернику, навязать ему свой ритм. Сам Андрей полностью готов к любой роли: «Если ты играешь 15–30 минут, не важно, выходишь ты в старте или со скамейки. Главное, чтобы игровое время оставалось тем же, остальное меня не волнует».

 

Похмельный синдром «Бруклин Нетс»

 

 

Наличие в команде снайперов вроде Телетовича, Богдановича, Джонсона и Джека станет огромной проблемой для другого россиянина — Сергея Карасева. Как это часто бывает с молодыми легионерами, их физику тяжело соотнести с определенной позицией в НБА. Для защитника Сергей не так быстр и цепок в обороне, для форварда недостаточно габаритен. Счастье Карасева, что его игра построена вокруг броска, а это значит, развивая этот навык, он может дорасти до амплуа штатного снайпера. Тяжело будет выиграть конкуренцию у Богдановича или Телетовича один в один, но вероятно, что Карасев сможет играть вместе с ними, если Холлинзу придется выпускать низкорослую атакующую пятерку, с Телетовичем и Богдановичем в качестве форвардов, и Карасевым — Джеком на позициях защитников. Процент точности трехочковых Карасева в Ди-лиге в прошлом сезоне составлял 49 процентов, и это при 4,6 попытках за игру, так что шансы есть. Как говорится, если ты умеешь забивать — значит, ты умеешь играть.

 

Будущий сезон станет для «Нетс» похмельным, переходным от клубящейся эйфории больших ожиданий в кабинетах руководства к осознанию того, что такое реальная пахота на паркете. На обескровленном Востоке команда Холлинза наверняка выйдет в плей-офф. У «Нетс» по-прежнему есть деньги, которые они отдают и еще будут отдавать за бездумное расточительство, но с этого сезона у них появился новый долг. Кончилось время, отпущенное руководством на достижение результата, вернуть этот долг невозможно, но можно хотя бы попытаться наверстать упущенное. Этим «Нетс» и будут заниматься в грядущем сезоне, искать свой стиль, ошибаться, проигрывать, вызывать недоумение, одним словом — пытаться.