Контратака

Контратака — это наиболее зрелищное и быстрое использование всех возможностей для достижения результата.

Быстрая игра требует высокой техники. Стремление играть на высоких скоростях похвально и приемлемо лишь в том случае, когда скорость не превышает уровня техники. Иначе ошибок, потерь мяча будет больше, чем достижений. Поэтому, стремясь готовить быстрый прорыв, необходимо тренировать и исполнение всех технических элементов на высоких скоростях, применяя как активное, так и пассивное сопротивление защитников в ситуациях 1 — 1, 2-1, 3-2, 4-3, 5—4 и при численном равенстве.

Моя идея контратаки состоит в стремлении не только быстро двигаться к щиту соперника, но и быстро переводить мяч к щиту соперника с помощью резких передач, или, если нет свободного адресата для получения мяча, с ведением мяча, с активным продвижением вперед. Игроки стремятся в завершающей стадии быстрого прорыва создать в передней линии атаки треугольник с вершиной на линии штрафного броска. Здесь должен находиться игрок с мячом, а два других игрока — слева и справа от него, на 4-5 м впереди.

Контратака возможна при следующих ситуациях:
1) при перехвате мяча;
2) при взятии отскока на своем щите;
3) после пробивания соперником штрафных бросков;
4) после выигрыша спорного мяча;
5) после того как сопернику удается забить мяч.

Наилучший исход быстрого прорыва — взятие кольца соперника при численном преимуществе, при реализации ситуаций в численном равенстве: 1-1, 2-2, 3-3, 4-4. Это легче, чем обыгрывать защиту 5-5, которая уже построила свои оборонительные порядки.

В контратаке есть три фазы, одинаково важные для успеха:
1) начало быстрого прорыва — подбор мяча, первый пас, движение игроков, их старт;
2) средняя стадия развития атаки — переход игроками средней линии поля, их продвижение вперед;
3) завершение атаки — передачи мяча на скорости и бросок в непосредственной близости от щита.

Время проведения «отрепетированного быстрого прорыва» зависит от скорости движения игроков, передач мяча и завершающего броска. Сборная СССР затрачивала на эшелонированный быстрый прорыв 5-7 с. Думаю, что схемы ее тактических построений предоставят большие возможности для творчества тренеров, работающих с любыми командами.

Игра в сборной СССР таких мощных и высоких центровых, как А. Сабонис и В. Ткаченко, позволяла проводить контратаку за счет одного длинного паса через всю площадку.
Схема 61

Центровой #5 после подбора мяча от щита передает его убегающему в отрыв #2.

Особенно успешно проходила такая атака при построении зонной или смешанной защиты, когда один из защитников или крайних нападающих, играющих в передней линии обороны, получал задание убежать в отрыв в момент броска по нашему кольцу, в расчете на то, что гиганты смогут завладеть мячом, отскочившим от щита, и сделать длинный пас через все поле. Естественно, такая система контратаки требует особой согласованности действий, и ее отработка занимает значительное время в тренировочном процессе.
Схема 62

Развитие быстрой контратаки через середину поля.

Игроки #5, #4, #3 ведут борьбу за отскок мяча и, овладев им, стремятся сделать первый пас игроку #2, который передает мяч игроку #1. Игрок #1 устремляется вперед с ведением мяча через середину площадки. Игроки # 2 и #3 обгоняют дриблера на высокой скорости, образуют треугольник с #1 и завершают атаку броском с близкой дистанции, если удается создать под щитом соперника численное преимущество.

Если в первом эшелоне завершить атаку не удалось, то в действие вступает второй эшелон — центровые игроки #4 и #5. Они, каждый по своей стороне площадки, рвутся к щиту соперника. Завершает атаку тот из них, на чьей стороне оказывается мяч.
Схема 63

Развитие быстрого прорыва по боковой линии.

В случае подбора мяча с левой стороны от щита центровой игрок делает быстрый пас игроку #2, который открывается для получения этой передачи к боковой линии, чуть выше линии штрафного броска. В области пересечения боковой линии поля с центральной игрок #1 получает пас от игрока #2, затем передает его игроку #4, который рвется вперед по левому краю. У игрока #4 три возможных продолжения атаки: дать мяч игроку #5 или #3, убегающим к щиту соперника по прямой, или сделать пас игроку #2 в район дуги. Ясно, что передачу следует сделать самому открытому игроку, находящемуся в наивыгоднейшей ситуации.

Аналогичная ситуация возникает и при атаке по противоположной стороне.
Схема 64

Развитие быстрого прорыва после штрафного броска в наше кольцо.

Если игрок #4 ловит мяч, отскочивший от щита, или быстро уводит забитый мяч из-за лицевой линии, то первый пас следует налево, к боковой линии игроку #1, открывающемуся на уровне линии штрафного броска или чуть выше. Игрок #2 открывается в районе центрального круга, получает мяч и с ведением устремляется вперед. Игроки #5 и #3 обгоняют ведущего мяч вдоль боковый линий, игрок #4 обгоняет его справа, а игрок #2 остается чуть сзади в страхующей позиции. Таким образом, у игрока #2 есть четыре варианта для выбора направления атаки.
Схема 65

Та же схема, что и в предыдущем случае, но после подбора мяча, отскочившего после броска с игры, или после того, как мяч вводится из-за лицевой линии.
Схема 66

Развитие быстрого прорыва после розыгрыша спорного мяча в центральном круге или на линии штрафного броска на нашей половине поля.

Игрок #5 делает скидку на игрока #4, который готов к приему мяча с поднятыми вверх руками. Пой-мав мяч, #4 делает пас вперед игроку #1, который открывается для получения этой передачи после заслона от игрока #3. Игроки #2 и #4 поддерживают атаку. Такая комбинация может разыгрываться в обе стороны. В основе ее успеха лежит высокий рост, хорошая прыгучесть и умение точно скидывать мяч партнеру центрового игрока.
Схема 67

Та же схема, но теперь игрок #4 ставит заслон игроку #2, который, получив мяч от игрока #3, устремляется вперед.

Простейший способ завершения контратаки — это кратчайший путь игроков к щиту соперника, как указано на схемах 61-67. Однако при развитии контратаки возможны варианты со скрестными заслонами, как показано на Схема 68, взаимодействием типа тройки (Схема 69), постановкой заслонов для игроков второго эшелона в центре поля (Схема 70).

Многие команды в мире, в том числе и сборная СССР, после того как не удалось завершить контратаку результативным броском, при переходе к позиционному нападению тратили драгоценное время на расстановку игроков, давая тем самым противнику подготовиться к оборонительным действиям и занять всем защищающимся выгодные позиции. Вот почему быстрое или безостановочное нападение после контратаки («транзишн гейм») все чаще используется в тактике лучших команд мира. Приведу пример такого нападения в сборной СССР.
Схема 71

Быстрый прорыв не удалось завершить ни игрокам первого эшелона атаки #2 и #3, ни второго эшелона #4 и #5. Они, каждый на своей стороне, ставят заслоны выходящим в поле #3 и #2 для броска со средней или дальней дистанции, а после этого идут к щиту для получения мяча в трехсекундной зоне сходу или для борьбы на щите, после броска одного из игроков #2 или #3. Варианты безостановочного нападения могут быть самыми различными. Это может быть двойной или тройной заслон для снайпера команды, выход в трехсекундную зону крайнего нападающего или центрового после получения заслона. Все зависит от особенностей и возможностей игрока, для которого делается комбинация.
Схема 72

Двойной заслон Марчюленису (#2) для атаки левой рукой из области штрафного броска.

Игроки #4 (Волков) и #3 (Тихоненко) одновременно ставят два заслона для игрока #2 (Марчюле-ниса). #2 врывается на линию штрафного броска, где получает мяч от игрока #1 (Сокка).»У Марчюлениса появляются возможности для продолжения атаки:
а) получение мяча в движении и проход под щит;
б) получение мяча с остановкой и бросок по кольцу;
в) передача мяча игроку #5 (Сабонису) в случае, если происходит переключение защитников.

Игроки #4 и #2 после постановки заслона идут под щит для борьбы за отскок.

slamdunk.ru