На дне. Как «Финикс» стал худшей командой НБА

На дне. Как «Финикс» стал худшей командой НБА

Мы наблюдаем абсолютно худший период в истории «Финикса», если не считать годы младенчества в начале семидесятых

«Мы строили, строили и, наконец, построили!». Сегодня, после синхронных побед соседей по дну турнирной таблицы, «Финикс» впервые за долгое время опустился на последнюю строчку Западной конференции. Последний раз такое безобразие можно было наблюдать девять лет назад, когда еще только начинали свой большой путь Амаре Стаудемайр и Шон Мэрион. Понятно, что, кроме Клайда Дрекслера и некоторых людей из руководства команды, этот результат ни для кого не стал неожиданностью, но все-таки хотелось бы понять, как еще недавно вполне боеспособная и симпатичная команда докатилась до такой жизни.

Давайте смотреть правде в глаза. «Финикс» сейчас никому не интересен. Они плохо играют, в их составе нет ни одной звезды, а болельщики еще слишком хорошо помнят те времена, когда Аризона владела всем Тихим Океаном. Можно проводить бесконечное количество акций по привлечению зрителей на трибуны (хотя для начала неплохо было хоть немного снизить цены на билеты, которые не соответствуют уровню команды), нести в массы умные маркетинговые термины, но это никак не отменит того факта, что всем плевать. Да, именно так, сейчас всем на все плевать, кроме, возможно, Джареда Дадли и волшебных врачей «Санс», которым тоже скоро будет плевать. Первого обменяют в безумной попытке заполучить человека, который может быть когда-нибудь поедет на Матч всех Звезд, а вторых рано или поздно уволит Сарвер в целях оптимизации бюджета.

Мы наблюдаем абсолютно худший период в истории «Финикса», если не считать годы младенчества в начале семидесятых

На дне. Как «Финикс» стал худшей командой НБА

Так уж повелось, что в НБА в неудачах команды принято винить, как правило, владельцев, генеральных менеджеров и президентов по баскетбольных операциям. Мы не будем отступать от традиции, тем более что это совершенно не требуется. Каждый из представителей святой троицы: Роберт Сарвер (владелец) – Лон Бэбби (президент по баскетбольным операциям) – Лэнс Блэнкс (генменеджер) – по-своему уникален. Один – миллиардер и удачливый бизнесмен, другой – юрист с прекрасным образованием и прошлым спортивного агента, третий – бывший баскетболист, работавший в «Сперс» вместе с самим Бьюфордом. Несмотря на всю их радушность и улыбчивость, они вполне бы могли получить три комфортных места в первом ряду на знаменитом Саммите худших генеральных менеджеров НБА, проводимого под покровительством Билла Симмонса. Все решения они, как известно, принимают вместе – вот и отвечают пусть за все так же.

Им удалось сделать то, что особенно ценит в людях Айзейя Томас – привести финалиста конференции к краху в максимально короткий срок. Конечно, они не уникальны в своем роде, так как учились по конспектам другого классика жанра – бывшего генменеджера«Никс» Скотта Лайдена. Если вы забыли, то вот как надо строить действительно плохие команды (отрывок взят из перевода всем известного Zugvogels’а трехлетней давности):

«Объясню на примере. Допустим, вы потратили 2 года назад 3000 долларов на диван, который вам в принципе не нравится. Чтобы диван смотрелся не так уродливо, вы купили кожаное кресло за 2200 долларов, которое к нему не подходит. Но комната все равно выглядит неважно. И тут вы натыкаетесь на Ebay, что кто-то продает за 900 долларов диван, который был куплен за 3000 долларов и выглядит точь-в-точь как ваш. И в принципе вам абсолютно не нужны два уродливых громоздких дивана в гостиной. Это будет выглядеть нелепо. Но внутренний голос говорит: «Как можно упустить диван за 900 баксов, хотя он стоил все 3000?!». И вы покупаете этот диван. И покупаете какую-то непонятную картину современных художников за 10 000 долларов, чтобы хоть как-то украсить комнату, кофейный столик на покосившихся ножках, два громадных книжных шкафа, которые можно разместить только лицом друг к другу, и разбитую скульптуру, держащуюся на липкой ленте. Но раз уже слишком поздно возвращаться назад, вы нанимаете за 5000 долларов дизайнера по интерьеру, чтобы они привел комнату в порядок. И знаете, что произойдет? У него ничего не получится. Вы накупили слишком много хлама».

Это гениально, не правда ли? Смотрите теперь, что происходит с «Финиксом». У меня нет никакого желания возвращаться к контрактам Джоша Чилдресса и Хакима Уоррика, потому что тогда придется вспомнить о Маркусе Бэнксе и Борисе Дьо, о Джерри Коланджело и Дэвиде Гриффине, а потом признать, что Роберт Сарвер – самодур. Давайте возьмем последний и наиболее яркий пример. Главную роль в команде призван играть Горан Драгич, которому под такое дело на 28-м году жизни дали 30-миллионный контракт на срок в четыре года. Вы скажете, что это мелочь, ведь тому же Майку Конли в свое время давали больше.Все так, но вы не учитываете предысторию.

Драгич как не входил в топ-15 игроков на своей позиции, так и не входит

На дне. Как «Финикс» стал худшей командой НБА

Три года назад Драгич был одним из ключевых «запасных» «Финикса», игравшего тогда в финале конференции. Подчеркиваю, он не был «шестым игроком», а всего лишь «одним из». Через год его без надежды на дальнейший прогресс вместе с драфт-пиком обменяли на Аарона Брукса в «Хьюстон». В прошлом же сезоне, по мнению руководителей «Финикса», Драгич повысил свой игровой уровень настолько, что заслужил то самое соглашение, о котором шла речь в предыдущем абзаце. Аарон Брукс при этом без особенного смысла отбегал за «Санс» меньше полугода и сбежал в Китай, чтобы больше ни разу не появиться в Аризоне. Вопрос: вы не замечаете никакого подвоха? Если нет, то вот последний аргумент: тринадцатый выбор на глубоком драфте за несколько недель до подписания словенца был потрачен на Кендалла Маршалла, который, в общем, тоже разыгрывающий. Известно, что команда всегда делает широкий шаг вперед, когда ее лучший игрок и главный молодой талант выступают на одной позиции. Правило Роберта Сарвера.

Даже несмотря на тотальное торжество алогичности и абсурда, на все это можно было закрыть глаза, если бы Драгич действительно как-то кардинально изменился за время отсутствия в «Финиксе». Проблема заключается в том, что в действительности Драгич как не входил в топ-15 игроков на своей позиции, так и не входит. Все, что было в «Хьюстоне», осталось в «Хьюстоне». Так вышло, что в мае прошлого года я разговаривал с главным тренером питерского «Спартака» Юре Здовцем, который тренировал Драгича в «Словане» и в сборной Словении и, естественно, не мог не спросить о его бывшем подопечном и его перспективах в НБА. Тон высказываний наставника, разумеется, был исключительно комплиментарным, но меня смутило слишком частое повторение словосочетания «contract year». Действительно, менеджменту «Финикса» можно было бы и знать, как большинство представителей стран бывшей Югославии выступают в свой «контрактный год» и что от них остается в следующем сезоне. Сейчас Драгич играет хорошо одну игру из четырех, а все остальное время занимается тем, что надувает щеки при виде Марчина Гортата и думает, как он будет феерить на ближайшем домашнем Евробаскете.

Многие говорят, что «Финиксу» сейчас может помочь подписание одного классного игрока, приводя в пример Руди Гея с его ограниченностью и Эрика Гордона с его медицинской картой. Но это неправда. «Санс» действительно накупили слишком много хлама, который не разгребет даже опытный мастер, не говоря уже об Элвине Джентри. Мне грустно это признавать, но в этом сезоне Джентри очень плох. Все догадывались, что предыдущие успехи были преимущественно связаны с наличием в команде Стива Нэша и Гранта Хилла, но такого долгого падения в прострацию со стороны наставника не мог предположить никто. Надежда была хотя бы на его умение создать в команде хорошую атмосферу, в которой всем будет приятно играть, но не случилось даже этого. Он не понимает, в какой баскетбол играть с этими парнями, он постоянно тасует состав, воспитывает Бизли странными методами и с завидным постоянством выпускает Шэннона Брауна порезвиться на лужку с бубенчиком на шее. Больше всего он не любит отвечать на вопросы о том, собираются ли «Санс» бороться за высокие лотерейные пики или все же будут пытаться бороться за выход в плей-офф. В такие моменты он напоминает некогда примерного семьянина, который с болью на лице все-таки вынужден признать, что теперь он, чего уж тут скрывать, спился.

Что бы кто ни говорил, «Санс» всегда были на хорошем счету в НБА. Не просто так им недавно удалось стать четвертым действующим франчайзом с двумя тысячами побед в регулярных чемпионатах – из года в года на протяжении сорока лет они подтверждали свою конкурентоспособность, очень редко пропуская плей-офф. Сейчас же мы наблюдаем абсолютно худший период в истории «Финикса», если не считать годы младенчества в начале семидесятых. В таких ситуациях обычно принято надеяться на драфт, но в возможность прихода одного или нескольких юных спасителей поверить очень трудно. Почти наверняка даже под самыми высокими номерами снова будут выбраны либо чьи-нибудь братья, либо двоюродные дяди, либо более отдаленные родственники. Можно сказать, что «Сиэтл» тоже плохо выбирал с 1998 по 2006 годы, когда всего один раз вышел в плей-офф (Йохан Петро под 10-м номером, Владимир Радманович и Ник Коллисон под 12-м), а потом – бах! – Дюрант. Еще два раза – бах! бах! – и Уэстбрук с Харденом. Но это были чудеса, помноженные на филигранную работу Сэма Прести. Наверное, такое еще может повториться, но только не здесь. Делать из этого даже «план С» было бы слишком наивно.

Дно достигнуто. Снизу уже никто не постучит.