Лидеры дня
D. Lillard L. James A. Drummond
D. Lillard L. James A. Drummond
О: 41 | Пб: 7 | Пр: 6 О: 28 | Пб: 11 | Пр: 11 О: 26 | Пб: 22 | Пр: 0
Полезное
Обзоры игрового дня
Онлайн трансляции НБА
Библиотека игроков НБА
Календарь регулярного сезона
Положение команд в чемпионате
Популярные публикации
Allen Iverson - The Answer (DVDRip)
Хочу быть хуже всех: история Денниса Родмaна / Bad As I Wanna Be: The Dennis Rodman Story
Kobe Bryant (MARV ALBERT SHOW на НТВ+)
Michael Jordan: Air Time
Super Slams of the NBA and NBA Super Slams 2
Duke Bound Brandon Ingram OFFICIAL Mixtape: 6'9" Senior has That KD Type Game!
Sam Thompson 2015 NBA Draft Workout - Shows Bounce - Ohio State Basketball
5'2 Chase Adams CRAZY BLOCK at Spiece Run N Slam - Class of 2018 Basketball
Derrick Jones CRAZY DUNKS at Ballislife All American Dunk Contest Presented by Eastbay!!
Aaron Harrison 2015 NBA Draft Workout - Kentucky Wildcats - NBA Draft 2015
16Ноябрь

Баскетбольная форма

Баскетбольная форма

Баскетбольная форма

Одним из атрибутов спортсмена, или его команды, является баскетбольная форма. Удобная спортивная форма и обувь дают возможность уверенно чувствовать себя на спортивной площадке. Но несомненно одно, что никакая хорошая форма и удобные кроссовки, не придадут вам уверенности и умения играть.
Спортивная обувь является самым главным атрибутом. Выбирая себе кроссовки следует обратить внимание, что вы будете также использовать голеностопники, эластичные бинты и супинаторы.

Голеностопники служат для защиты от травм голени. Особенно часто их используют после растяжений, в реабилитационный период.

Супинаторы представляют собою специальные дуги или стельки, которые вставляются в обувь. Они служат для коррекции стопы тем, у кого наблюдается плоскостопие. Их очень часто используют, так как они фиксируют положение стопы и тем самым позволяют избежать травмы мениска.

Выбор одежды для игры в баскетбол довольно не простое занятие. Для игроков одной команды она обычно одного преобладающего цвета. Когда команды выходят на игру, то игроки надевают форму, на которой имеется название команды, а также номер, фамилия игрока и реклама. Изготовляют обычно такую форму из мягких синтетических тканей, так как она довольно практична и длительное время сохраняет хороший внешний вид.

Для проведения тренировок используется дополнительная одежда. Так в холодных помещениях дополнительно надевают футболку, а при проведении разминки еще и спортивный костюм. Во время тренировок и игры важно сохранять тепло, ведь охлаждение в разных его формах, обычно ведет к травмам игроков. В обязательном порядке под баскетбольные трусы надевают специальные подштанники, которые служат для защиты мышц бедра от растяжений. Изготовляют такие подштанники из эластичных материалов, чтобы они плотно прилегали к телу. По окрасу такие подштанники должны быть того же цвета, что и основная форма.

При проведении тренировок также необходим баскетбольный мяч. Выбор мяча зависит от места тренировки или игры. Обычно используют два типа мячей – одни используют только для закрытых залов, а другие для комбинированных тренировок и игры улица – зал. Для игры и тренировки в залах используют кожаные мячи, они довольно дорогие, но играть с ними намного приятнее. Комбинированные мячи изготовляются из специальных сортов резины. Для проведения теста на качество мяч подносят на высоту 1,8 м. и после падения, он должен подпрыгнуть на высоту 1,2 – 1,4 м.

Основные составляющие экипировки баскетболиста:
• Баскетбольная форма
• Спортивный костюм
• Подштанники
• Носки
• Кроссовки

16Ноябрь

Планирование тренировочного процесса профессиональной баскетбольной команды

Планирование тренировочного процесса профессиональной баскетбольной команды

Планирование тренировочного процесса профессиональной баскетбольной командыДля достижения максимальной эффективности игровой деятельности команды нужно четко планировать тренировочный процесс, учитывая специфику команды.В наше время еще очень важно учитывать возможности клуба и максимально их использовать.
Планирование тренировочного процесса является основой тренерской работы профессиональной команды. Это самая сложная часть работы тренера. Планирования требует глубоких знаний, умений правильно выбирать средства и методы тренировки, рассчитывать необходимое время и является главной частью управленческой деятельности тренера и ее главным содержанием. Ваши план подготовки определяет формы контроля за его выполнением и методы анализа результатов.

Планирование спортивной тренировки осуществляется как для команды, так и для каждого игрока отдельно. Состоят командные и индивидуальные планы.

При разработке плана учитываются масштабы соревнований, в которых будет участвовать команда, квалификация команд соперников, с которыми будет встречаться команда, используется система контрольных заданий и упражнений, с помощью которых оценивается уровень физической, технической, тактической и игровой подготовленности отдельных игроков и команды в целом .

Для баскетбола характерной является командная борьба с соперником, который требует совершенствования не только индивидуальных, но и командных игровых действий. С учетом этих особенностей направленность учебно-тренировочного процесса распределяется на физическую, техническую, тактическую и игровую подготовку. Возрастает значимость технической, тактической и игровой подготовке за счет некоторого сокращения времени на физическую подготовку. Поэтому тренеру очень важно правильно спланировать тренировочный сбор, ибо именно там игроки получают базовую физическую подготовку, которой должно хватить на весь сезон.

Подготовка команды в пределах одного макроцикла выглядит следующим образом : физическая подготовка — 10-15% времени, на техническую — 25-30%, на тактическую и игровую — 60-65%. Но эти показатели зависят от возраста и квалификации игроков.

В текущем планировании тренировочного процесса команд мастеров макроцикла является один год. Начало макроцикла приходится на начало первых тренировочных сборов, а конец на последний день отдыха в конце текущего сезона.

Планирование тренировочного процесса на следующий сезон следует начинать в конце текущего макроцикла.

Прежде всего, перед планированием нового макроцикла очень важно определиться с составом команды на будущий сезон. Надо проанализировать недостатки каждой игровой позиции и подобрать новых игроков необходимого амплуа, учитывая то, что некоторые из новых игроков могут не подойти команде. Поэтому кандидатов на каждое игровое амплуа всегда должно быть больше, чем нужно команде. В конце подготовительного периода надо окончательно определиться с составом команды на будущий сезон.

Неотъемлемой частью планомерного тренировочного процесса является учебно-тренировочные сборы.

Назначение сбора, как и других форм учебно-тренировочной работы, состоит в повышении спортивного мастерства игроков. Но при сборе эта задача выполняется более интенсивно. Этому способствуют специально созданы условия для команды, частичный или полный пансион.

Зачастую сборы планируют с выездом в более пригодные для подготовки места. Организации, проводящие учебно-тренировочные сборы, ориентируются на лучшее обеспечение проживания, сосредоточивая внимание спортсменов, главным образом, на тренировочной работе, акклиматизации и тому подобное. Например, подготовка сборной команды Украины по баскетболу и клубных команд происходит на базах курортов Украины и за рубежом. Зачастую сборы бывают кратковременными. Но в зависимости от задач, эта работа иногда продолжается более месяца .

В подготовительный период необходимо создавать все основные предпосылки, которые позволят команде начать соревнования на достигнутом в предыдущем макроцикле уровне и создать условия для дальнейшего прогресса. Он не должен завершиться раньше, чем эти задачи будут выполнены и пока спортсмены не достигнут показателей контрольных нормативов и уровня соревновательных показателей, приближенные к наилучшим результатам предыдущего макроцикла.

При планировании содержания учебно-тренировочных сборов особое внимание уделяется физической подготовке.Тренировочная работа должна быть спланирована так, чтобы физической подготовки хватило до конца игрового сезона. Также можно использовать форсированную подготовку, которая занимает значительно меньше времени, но ее хватает только на первую половину сезона. Это создает необходимость проведение вторых сборах в период зимнего межсезонья.

В командах высокого уровня является необходимость проведения двух — трех учебно-тренировочных сборов. Первый сбор проводится на общих подготовительном этапе подготовительного периода. Главная задача — формирование предпосылок для развития спортивной формы. Основное внимание на этом сборе отводится общей и специальной физической подготовке. Общая физическая подготовка направлена на расширение двигательных возможностей, дальнейшее повышение общей и специальной тренированности, способности организма к быстрому восстановлению.

Важной задачей специальной подготовки на первом этапе подготовительного периода является повышение способности спортсмена выдерживать значительные нагрузки.

Объем работы над физической подготовкой составляет 75 — 80%. Второй сбор проводится на специально-подготовительном этапе. На этом сборе в основном проводится работа над технической подготовкой. Третий сбор проводится на конторльно-подготовительном этапе. Этот сбор целиком посвящен работе над тактической подготовкой. В ходе этого сбора команда отрабатывает все тактические взаимодействия со своего арсенала, проводятся контрольные игры с другими командами, или, как чаще, устраиваются предсезонные турниры. Тренер окончательно определяется с составом команды на будущий сезон. Этим этапом заканчивается подготовительный период.

В подготовительный период необходимо создавать все основные предпосылки, которые позволят команде начать соревнования на достигнутом в предыдущем макроцикле уровне и создать условия для дальнейшего прогресса. Он не должен завершиться раньше, чем эти задачи будут выполнены и пока спортсмены не достигнут показателей контрольных нормативов и уровня соревновательных показателей, приближенные к наилучшим результатам предыдущего макроцикла.

Планируя учебно-тренировочные сборы нужно прежде всего определиться с местом проведения и с составом участников сбора.Также нужно подобрать правильные средства педагогического и врачебного контроля.

Врачебный контроль очень важная часть тренировочного сбора. Врач команды должен следить за состоянием игроков в течении всего сбора. Для этого нужно правильно подобрать средства медицинского контроля. Врач подбирает средства восстановления после нагрузок, для продолжения интенсивной тренировки. Во время тренировочных нагрузок игроки иногда получают различные по характеру травмы, снижающих интенсивность тренировки игроков, заставляют их выполнять некоторые приемы игры не в полную силу, а следовательно, и неэффективно. Бывают случаи, когда травма выводит игрока из строя. Это очень серьезное обстоятельство, поэтому тренер и врач не только фиксируют полученные игроками травмы, а делают все возможное для того, чтобы ликвидировать их последствия (лечение, изменение методики индивидуального тренировки, снижение нагрузки на поврежденную часть тела и т.п.).

Правильно организованный и достаточно углубленный врачебный контроль дает необходимые данные для индивидуализации тренировки согласно учетом типа нервной деятельности и состояния здоровья баскетболистов. Опыт совместной работы тренеров и врачей показал, что для спортсменов, которые во время учебно-тренировочных сборов уже получили доброй или отличной тренированности, целесообразно периодически чередовать тренировки с максимальными и минимальными нагрузками.

Главная цель учебно-тренировочного процесса в соревновательный период — сохранение спортивной формы и реализация ее в игровой деятельности. Продолжительность соревновательного периода определяется календарем главных соревнований.

Многие команды принимают участие в нескольких соревнованиях за один макроцикл, которые проходят одни за одним, или параллельно . В этом случае руководство клуба определяется, какие соревнования для конкретной команды являются важнейшими. Они становятся основными, и, согласно этому, планируется соревновательный период. Например, если команда успешно принимает участие в соревнованиях международного уровня, то они могут быть для команды основными, а, например, Чемпионат Украины, может планироваться как средство подготовки к основным соревнованиям.

В соревновательный период годичного цикла тренировки баскетболистов используют, главным образом, состязательные микроциклы, структура которых должна включать восстановительные средства и специальные тренировочные занятия, которые обеспечивают оптимальные условия для успешной игровой деятельности баскетболистов.

Микроциклы соревновательного периода планируются на основе системы проведения и календаря основных соревнований.Например, система с чередованием игр дома и на выезде, где команды играют каждую неделю по две игры на выходных, микроцикл будет длиться неделю. Он будет начинаться в начале недели, а заканчивать после последней игры. В таком случае даже при отсутствии игры в выходные дни целесообразно планировать игровые тренировки с большой нагрузкой чтобы обеспечить ритмичность тренировок и соревнований, учитывая календарь соревнований.

30Май

Better Basketball — Better 1 on 1 offence

Better Basketball — Better 1 on 1 offence

Better Basketball - Better 1 on 1 offenceНападение — это второй элемент баскетбола (первый — защита). Ведь смысл баскетбола состоит в забрасывании мяча в корзину, как бы не банально это звучало. И каждую тренировку мы выполняем десятки, сотни а то и тысячи бросков по кольцу.Десятки финтов и попыток обыграть соперника, множество проходов под кольцо, обманных движений головой и корпусом. Хорошо, если все это легко получается (мы не берем во внимание те случаи, когда соперник заведомо слабее). Но ведь часто бывают такие игры, когда все то, что срабатывало раньше резко перестает получаться.
Может это плохой день, неудобные кольца…а может это просто защитник выключил вас из игры. И все, что остается делать — так это выполнять статистическую роль на площадке, делать потери и глупые броски «отчаяния».

Приемы игры в нападении очень разнообразны, и чем большее их количество вы сможете эффективно выполнять — тем выше ваши шансы на положительный исход того или иного маневра.

Что же мы сможем почерпнуть для себя из обучающего видео от Рика Торбета? Итак, само видео состоит из трех тематических разделов. Собственно, основная часть от Рика состоит из восьми разделов:
1.Позиция тройной угрозы (это когда вы получаете мяч на периметре и можете бросить, выполнить передачу или пойти в проход, т.е. 3 элемента). Нога, на которой можно выполнять развороты. Обманные показы на бросок. Быстрый бросок.
2.Первый шаг. Как добиться максимальной скорости при его выполнении.
3.Разнообразие атакующих возможностей. Бросок, рывок, выбор направления для обыгрывания, ложные показы на бросок.
4.Как свести «на нет» попытки прессинга.
5.Все об игре со средней дистанции.
6.Все о завершении атаки. Как уйти от опекающего вас защитника, как не попасть под блок-шот, как обмануть второго защитника, вышедшего на подстраховку.
7.Предугадываем поведение защитника и пользуемся этим. Финты для обыгрывания.
8.Все о заслонах и наиболее распространенных игровых комбинациях.
Второй и третий раздел представлены двумя талантливыми игроками современности, как мужской, так и женской лиги. Мы встретимся с Чонси Биллапсом и Сью Бёрд. Они расскажут (и покажут) нам своё видение атакующей игры и дадут несколько полезных советов.
Скачать основной раздел
Скачать бонус в виде выпуска с Чонси Биллапсом
Скачать бонус в виде выпуска со Сью Бёрд

30Май

Better Basketball — Better 1 on 1 Defence

Better Basketball — Better 1 on 1 Defence

Better Basketball - Better 1 on 1 DefenceКакие-бы усилия не прилагала команда, для того, чтобы победить, их может оказаться недостаточно, если отдельно взятые игроки не будут отрабатывать в защите, или защищаясь, будут допускать постоянные ошибки.Ведь именно нападающий обладает огромным разнообразием технических приёмов, призванных для обыгрывания соперника. Защитник же, зачастую, выступает именно вторым номером, выжидая и провоцируя на ошибки игрока с мячом. Тем более, что приемы игры в защите достаточно универсальны и могут одинаково эффективно выполняться совершенно разноплановыми игроками.

Основы игры в защите представляют собой комплекс действий, направленных на противодействие команде противников. Защитник должен постоянно стараться занять выгодную позицию на площадке, для того, чтобы предотвратить проход атакующего игрока к кольцу или занятие им выгодной позиции на площадке. Очень важно уметь препятствовать выполнению передачи, приему мяча, сделать невозможным начало ведения и усложнить выполнение броска по кольцу.

Именно об этом и о многом другом пойдет речь в обучающем ролике от компании Better Basketball и тренера Рика Торбета. Видео состоит из восьми частей.
1.Правильная защитная стойка
2.Базовые элементы, которые позволят доминировать в игре 1 на 1
3.Защита против дриблинга
4.Защита на периметре
5.Защита на посту (на границе трехсекундной зоны)
6.Защита против бросков
7.Примеры упражнений для тренировки защитной игры
8.Игровые мелочи и приемы.
В итоге, вас ждет 45 минут чистого практического материала, усвоив который вы сможете значительно улучшить качественный уровень своих защитных навыков и начать доминировать в защите над своими оппонентами.
Скачать обучающее видео

6Май

TNT Fundamentals. 9 небольших уроков игры от игроков НБА

TNT Fundamentals. 9 небольших уроков игры от игроков НБА

TNT Fundamentals. 9 небольших уроков игры от игроков НБА9 небольших уроков игры от игроков НБА.
9 небольших уроков игры от игроков НБА. Рассматриваются различные аспекты игры: Bruce Bowen — Личная защита, Carlos Boozer — Развороты, Dwight Howard — Подборы, Emeka Okafor — Блок-шоты, Ray Allen — Броски в прыжке, Rip Hamilton — Движения без мяча, Sam Cassell — Средний бросок, Shane Battier — Провоцирования фола в нападении, Steve Nash — Пас.
Формат: MPEG
Видео кодек: MPEG1
Аудио кодек: MPEG Audio
Видео: 320×240, 29.97fps
Аудио: 22050Hz, mono, 64Kbps

[attachment=455]

Ссылку на скачку через файлообменик,добавлю позже.

2Март

А.Я. Гомельский. Контратака

Контратака

Контратака — это наиболее зрелищное и быстрое использование всех возможностей для достижения результата.

Быстрая игра требует высокой техники. Стремление играть на высоких скоростях похвально и приемлемо лишь в том случае, когда скорость не превышает уровня техники. Иначе ошибок, потерь мяча будет больше, чем достижений. Поэтому, стремясь готовить быстрый прорыв, необходимо тренировать и исполнение всех технических элементов на высоких скоростях, применяя как активное, так и пассивное сопротивление защитников в ситуациях 1 — 1, 2-1, 3-2, 4-3, 5—4 и при численном равенстве.

Моя идея контратаки состоит в стремлении не только быстро двигаться к щиту соперника, но и быстро переводить мяч к щиту соперника с помощью резких передач, или, если нет свободного адресата для получения мяча, с ведением мяча, с активным продвижением вперед. Игроки стремятся в завершающей стадии быстрого прорыва создать в передней линии атаки треугольник с вершиной на линии штрафного броска. Здесь должен находиться игрок с мячом, а два других игрока — слева и справа от него, на 4-5 м впереди.

Контратака возможна при следующих ситуациях:
1) при перехвате мяча;
2) при взятии отскока на своем щите;
3) после пробивания соперником штрафных бросков;
4) после выигрыша спорного мяча;
5) после того как сопернику удается забить мяч.

Наилучший исход быстрого прорыва — взятие кольца соперника при численном преимуществе, при реализации ситуаций в численном равенстве: 1-1, 2-2, 3-3, 4-4. Это легче, чем обыгрывать защиту 5-5, которая уже построила свои оборонительные порядки.

В контратаке есть три фазы, одинаково важные для успеха:
1) начало быстрого прорыва — подбор мяча, первый пас, движение игроков, их старт;
2) средняя стадия развития атаки — переход игроками средней линии поля, их продвижение вперед;
3) завершение атаки — передачи мяча на скорости и бросок в непосредственной близости от щита.

Время проведения «отрепетированного быстрого прорыва» зависит от скорости движения игроков, передач мяча и завершающего броска. Сборная СССР затрачивала на эшелонированный быстрый прорыв 5-7 с. Думаю, что схемы ее тактических построений предоставят большие возможности для творчества тренеров, работающих с любыми командами.

Игра в сборной СССР таких мощных и высоких центровых, как А. Сабонис и В. Ткаченко, позволяла проводить контратаку за счет одного длинного паса через всю площадку.
Схема 61

Центровой #5 после подбора мяча от щита передает его убегающему в отрыв #2.

Особенно успешно проходила такая атака при построении зонной или смешанной защиты, когда один из защитников или крайних нападающих, играющих в передней линии обороны, получал задание убежать в отрыв в момент броска по нашему кольцу, в расчете на то, что гиганты смогут завладеть мячом, отскочившим от щита, и сделать длинный пас через все поле. Естественно, такая система контратаки требует особой согласованности действий, и ее отработка занимает значительное время в тренировочном процессе.
Схема 62

Развитие быстрой контратаки через середину поля.

Игроки #5, #4, #3 ведут борьбу за отскок мяча и, овладев им, стремятся сделать первый пас игроку #2, который передает мяч игроку #1. Игрок #1 устремляется вперед с ведением мяча через середину площадки. Игроки # 2 и #3 обгоняют дриблера на высокой скорости, образуют треугольник с #1 и завершают атаку броском с близкой дистанции, если удается создать под щитом соперника численное преимущество.

Если в первом эшелоне завершить атаку не удалось, то в действие вступает второй эшелон — центровые игроки #4 и #5. Они, каждый по своей стороне площадки, рвутся к щиту соперника. Завершает атаку тот из них, на чьей стороне оказывается мяч.
Схема 63

Развитие быстрого прорыва по боковой линии.

В случае подбора мяча с левой стороны от щита центровой игрок делает быстрый пас игроку #2, который открывается для получения этой передачи к боковой линии, чуть выше линии штрафного броска. В области пересечения боковой линии поля с центральной игрок #1 получает пас от игрока #2, затем передает его игроку #4, который рвется вперед по левому краю. У игрока #4 три возможных продолжения атаки: дать мяч игроку #5 или #3, убегающим к щиту соперника по прямой, или сделать пас игроку #2 в район дуги. Ясно, что передачу следует сделать самому открытому игроку, находящемуся в наивыгоднейшей ситуации.

Аналогичная ситуация возникает и при атаке по противоположной стороне.
Схема 64

Развитие быстрого прорыва после штрафного броска в наше кольцо.

Если игрок #4 ловит мяч, отскочивший от щита, или быстро уводит забитый мяч из-за лицевой линии, то первый пас следует налево, к боковой линии игроку #1, открывающемуся на уровне линии штрафного броска или чуть выше. Игрок #2 открывается в районе центрального круга, получает мяч и с ведением устремляется вперед. Игроки #5 и #3 обгоняют ведущего мяч вдоль боковый линий, игрок #4 обгоняет его справа, а игрок #2 остается чуть сзади в страхующей позиции. Таким образом, у игрока #2 есть четыре варианта для выбора направления атаки.
Схема 65

Та же схема, что и в предыдущем случае, но после подбора мяча, отскочившего после броска с игры, или после того, как мяч вводится из-за лицевой линии.
Схема 66

Развитие быстрого прорыва после розыгрыша спорного мяча в центральном круге или на линии штрафного броска на нашей половине поля.

Игрок #5 делает скидку на игрока #4, который готов к приему мяча с поднятыми вверх руками. Пой-мав мяч, #4 делает пас вперед игроку #1, который открывается для получения этой передачи после заслона от игрока #3. Игроки #2 и #4 поддерживают атаку. Такая комбинация может разыгрываться в обе стороны. В основе ее успеха лежит высокий рост, хорошая прыгучесть и умение точно скидывать мяч партнеру центрового игрока.
Схема 67

Та же схема, но теперь игрок #4 ставит заслон игроку #2, который, получив мяч от игрока #3, устремляется вперед.

Простейший способ завершения контратаки — это кратчайший путь игроков к щиту соперника, как указано на схемах 61-67. Однако при развитии контратаки возможны варианты со скрестными заслонами, как показано на Схема 68, взаимодействием типа тройки (Схема 69), постановкой заслонов для игроков второго эшелона в центре поля (Схема 70).

Многие команды в мире, в том числе и сборная СССР, после того как не удалось завершить контратаку результативным броском, при переходе к позиционному нападению тратили драгоценное время на расстановку игроков, давая тем самым противнику подготовиться к оборонительным действиям и занять всем защищающимся выгодные позиции. Вот почему быстрое или безостановочное нападение после контратаки («транзишн гейм») все чаще используется в тактике лучших команд мира. Приведу пример такого нападения в сборной СССР.
Схема 71

Быстрый прорыв не удалось завершить ни игрокам первого эшелона атаки #2 и #3, ни второго эшелона #4 и #5. Они, каждый на своей стороне, ставят заслоны выходящим в поле #3 и #2 для броска со средней или дальней дистанции, а после этого идут к щиту для получения мяча в трехсекундной зоне сходу или для борьбы на щите, после броска одного из игроков #2 или #3. Варианты безостановочного нападения могут быть самыми различными. Это может быть двойной или тройной заслон для снайпера команды, выход в трехсекундную зону крайнего нападающего или центрового после получения заслона. Все зависит от особенностей и возможностей игрока, для которого делается комбинация.
Схема 72

Двойной заслон Марчюленису (#2) для атаки левой рукой из области штрафного броска.

Игроки #4 (Волков) и #3 (Тихоненко) одновременно ставят два заслона для игрока #2 (Марчюле-ниса). #2 врывается на линию штрафного броска, где получает мяч от игрока #1 (Сокка).»У Марчюлениса появляются возможности для продолжения атаки:
а) получение мяча в движении и проход под щит;
б) получение мяча с остановкой и бросок по кольцу;
в) передача мяча игроку #5 (Сабонису) в случае, если происходит переключение защитников.

Игроки #4 и #2 после постановки заслона идут под щит для борьбы за отскок.

slamdunk.ru

25Февраль

А.Я. Гомельский. Смешанная защита

Смешанная защита

Существует несколько систем смешанной защиты:
1. Четыре игрока строят зонную защиту 2-2 (Схема 53) или 1-2-1 (Схема 54), и один защитник персонально опекает сильнейшего нападающего снайпера или центрового, в зависимости от возможностей и тактики соперника.
2. Три игрока строят зонную защиту 2-1 и двое опекают сильнейших снайперов противника (Схема 55).
3. Один игрок выполняет зонное построение, а четверо опекают соперников лично (Схема 56). 4. Два игрока строят зонную защиту, а трое действуют по принципу индивидуальной обороны (Схема 58).

Смешанная защита не раз приносила удачу сборной СССР и команде ЦСКА. Выбор защиты всегда был обусловлен особенностями соперника и нашими возможностями.

В финале олимпийского турнира в Сеуле против команды Югославии мы применили смешанную защиту 1-4 (Схема 56). Сабонис выполнял зонную защиту, остальные игроки плотно опекали своих соперников. Это было обусловлено наличием в югославской команде Вранковича или Раджи, которые не очень опасны вдали от щита, и тем, что большую угрозу представляли Петрович, Паспаль, Кукоч. Игроки, опекавшие лидеров югославской команды, могли с большей долей риска бороться со своими соперниками за получение мяча. Они знали, что Сабонис поможет им, если их обыграют.

Аналогичная оборона была выбрана и в полуфинальном турнире в Сеуле против сборной США. Сабонис выполнял зонную защиту и позволял бросать издали Робинсону, или Риду, или Манингу. Зато остальные игроки США были полностью прикрыты, а такой игрок, как Манинг, не принес команде ни одного очка. В итоге сборная СССР победила 82:76. А Сабонис, участвовавший в Олимпиаде после тяжелой травмы, двух операций, занял первое место по подбору мячей от щитов и внес большой вклад в победу сборной СССР.

Иногда при двух центровых Сабонис — Ткаченко мы строили смешанную, лично заданную защиту 3- 2. В зоне хорошо играли два гиганта и один подвижный защитник. В начале 70-х годов это был Еремин, затем Валтерс, а на Олимпиаде и предолимпийском турнире эту функцию выполнял Сокк, а вместо Сабониса и Ткаченко в Голландии играли Белостенный и Волков.

На Олимпиаде в Сеуле такую защиту (3 — в зоне, 2 — лично) мы применили против сборной Бразилии (Схема 55). Сабонис, Волков и Сокк построили треугольник, на вершине которого играл Сабонис и Волков. Тихоненко опекал персонально Со-узу, а Марчюленис — Шмидта, и хотя эти два игрока набрали вдвоем 65 очков, матч оказался для очень трудным, но мы все же победили 110:105. Ошибка в выборе обороны состояла в том, что Шмидт в разных позициях переигрывал меньшего по росту Мар-чюлениса, а Соуза переигрывал более медленного Тихоненко. В последние 10 минут матча Волков был прикреплен в Шмидту, Марчюленис переключился на Соузу, а Тихоненко мы поменяли на Гоборова в зонной защите.

Преимущества смешанной защиты
1. Эффективна при опеке сильнейшего снайпера или центрового, т.к. позволяет бороться с ним за получение мяча, ожидая при этом активной помощи партнеров по команде, не боясь перекидки.
2. Такая система, если соперник к ней не подготовлен, тактически вносит замешательство и затрудняет проведение комбинаций из заслонов.
3. Соединяет в себе лучшие стороны индивидуальной и зонной систем защиты.
4. Способствует быстрому переходу от защиты к контратаке.
5. Дает возможность игрокам использовать свои сильные стороны в обороне и не проявить слабые.
6. Может вывести из игры диспетчера-разыгрыва-ющего и лишить противника привычной расстановки и ритма, разрушить контратаку, если применять прессинг по всему полю.

Слабость смешанной защиты
1. Технически грамотная команда, которая имеет несколько лидеров, легко перестраивает нападение и разбивает смешанную защиту.
2. Одновременные перемещения двух-трех игроков по диагонали способны разрушить смешанную защиту, если сопернику удается создать численное преимущество на одной из сторон поля.
3. Часто уязвима против средних бросков с 3-4 м.
4. Требует специальной длительной подготовки, согласованных действий, высокой сыгранности всей команды для перестроений и взаимозаменяемости в позициях.
5. Если один из пяти игроков не успел перестроиться или не справился со своими обязанностями, то срывается вся идея такой защиты.

24Февраль

А.Я. Гомельский. Защита прессингом

А.Я. Гомельский. Защита прессингом

Прессинг — это самый активный вид защиты, постоянное давление на соперника. Он может быть личным или зонным, может начинаться с момента вбрасывания соперником: по всей площадке, на 3/4 ее, на своей половине, т.е. на 1/2 площадки.

Целью защиты прессингом является не только психологическое давление на соперника, но и стремление сломать сложившуюся игру соперника, нарушить его привычные связи между защитой и нападением, его комбинации, делать неточными передачи мяча, поспешными — броски. Нельзя применять прессинг, не овладев достаточно приемами индивидуальной защиты. Эта форма обороны требует высоких физических кондиций, хорошего резерва и сыгранности всех игроков и звеньев команды.

Применяется прессинг и как система игры на больших отрезках времени, и как мера вынужденная: при проигрывании в счете для взвинчивания темпа или при ожидании прессинга со стороны соперника.

Играя прессингом, мы стремимся отобрать мяч у соперника — вынуждаем его делать навесные, неточные передачи, которые легко перехватываются. Часто соперники передней линии прессинга, пропустив соперников, не преследуют их, а наблюдают за развитием дальнейших событий — это грубая ошибка. Необходимо преследовать игрока с мячом, стараясь сзади выбить у него мяч, наступая ему на пятки. Тем самым вы заставляете соперника спешить, волноваться, ошибаться.

Если в зонном или личном прессинге вы остались без игрока и не оказываете помощи товарищу, вы допускаете просчет. Если из пяти прессингующих один не активен, насмарку идет труд всей команды. Прессинг — это прежде всего активная оборона команды.

В современном баскетболе многие тренеры склоняются к мнению, что личный прессинг менее эффективен, труден, приводит к большому числу персональных нарушений и уступает по полезности зонным системам прессинга. Я тоже считаю, что сильный, техничный игрок с хорошим дриблингом способен справиться с личным прессингом.

К тому же при растянутой обороне удержать один на один таких игроков, как Марчюленис, Волков, Куртинайтис, Петрович, Шмидт, Кукач, Паспаль, Ривье, Гал-лис, было бы невероятно трудно. Я не говорю уже об игроках НБА. Но хотя зонный прессинг стал более популярным, без умения играть личным прессингом обойтись невозможно. Поэтому необходимо ежедневно тренировать защиту 1 — 1, 2-2, 3-3, 4-4 по всей площадке, с мячом и без мяча, с ведением и без ведения, с заслонами и без них, вначале шагом, потом на высокой скорости.

Полезны упражнения, в которых число защитников преобладает над количеством нападающих. Эти упражнения способствуют взаимодействию защитников, прививают навыки отбора мяча. Хороши они и для атакующих игроков. При тренировке личного прессинга следует должное внимание уделить быстрым передвижениям игроков в активной стойке, в разных направлениях, при умелой смене позиций игроков. Защитники первой линии обороны стремятся оттеснить своих нападающих к боковым линиям и не дать нападающему обойти себя с мячом и без мяча.

Если одному из защитников удалось остановить атакующего с мячом у боковой линии на пересечении со штрафной или центральной линией, партнер по обороне должен прийти на помощь товарищу: вдвоем они заставляют его сделать навесную передачу, к перехвату которой готовы остальные три игрока.

Начальная стадия личного прессинга проводится двумя принципиально разными тактическими построениями:
1. Вводящего мяч в игру соперника держит высокий подвижный крайний и активным движением рук мешает ему сделать прицельную передачу (Схема 57).
2. Вводящего мяч в игру соперника никто не опекает, зато двое прессингующих мешают получить мяч наиболее опасному дриблеру (Схема 59). Например, Волков сзади страховал Сокка и Марчюлениса при перекидке игроку 5 (Схема 60).

Несколько советов при защите личным прессингом:
1) никогда не позволяйте дриблеру обойти себя, не пропускайте его через центр поля, оттесняйте к боковой линии, заставьте остановиться и не давайте сделать точную передачу, мешая ему движениями рук;
2) если партнер по защите дал себя обойти, немедленно придите к нему на помощь, конечно, не оставляя своего подопечного в толевой позиции под щитом;
3) постоянно следите не только за своим подопечным, наблюдайте за действиями партнеров, научитесь видеть все поле.

В сборной СССР и ЦСКА нам больше всего приносил успех зонный прессинг 1-2-1 — 1. Начинали мя прессинг от лицевой линии противника после забитого и штрафного мячей. Высокий крайний Волков мешал сделать вбрасывание мяча. Если мяч вводился направо, Марчюленис и Волков атаковали вдвоем защитника Х2, стремясь не дать ему пройти вперед и сделать прицельный пас защитнику XI, Сокк следил за движением ХЗ и Х4. Сабонис страховал тыл, отвечал за длинные передачи и за игрока Х5. Тихоненко в центре поля следил за пасом Х4 длинной передачей и шел на сторону передачи мяча.

Возвращаясь при непрочной атаке, мы строили защиту 2-3.

Источникhttp://slamdunk.ru

22Февраль

А.Я. Гомельский. Зонная защита

Зонная защита

Смысл этой защиты состоит в том, что игроки отвечают за определенный участок поля, в соответствии с позицией мяча и построением нападающей команды.

Преимущества зонной защиты:
1. Дает возможность расставить игроков в соответствии с их физическими, техническими и психическими особенностями.
Высокие, прыгучие игроки располагаются близко к щиту, подвижные, быстрые игроки — на более высоких от щита позициях.
2. Более командная, легко осваивается, способная компенсировать индивидуальные пробелы игроков в обороне.
3. Способствует контратаке и частым перехватам мяча с возможно большей степенью риска, т.к. партнеры всегда готовы прийти на помощь.
4. Количество фолов при зонной защите обычно меньше, чем при личной.
5. Эта защита менее уязвима против комбинации из заслонов.
6. Может концентрироваться при сильных центровых соперника и растягиваться при наличии снайперов.
7. Больше, чем личная защита, позволяет экономить силы игроков и охранять лидеров от фолов.
8. Наиболее эффективна против соперников с сильными центровыми.
9. Команда, владеющая зонной защитой, может легко строить смешанные формы защиты: 3-2, 4-1, 2-3.
10. Удобна и применяется на полях маленького размера.

Недостатки зонной защиты:
1. Уступает личной в психологической ответственности игроков, их заряженности на индивидуальную победу в защите.
2. Менее пригодна против команд с сильными снайперами.
3. Как правило, углы площадки при зонной защите менее защищены.
4. Зонная защита может применяться эпизодически и не должна служить основной формой обороны. Нецелесообразно применять зонную защиту в начале встречи, когда игроки соперника еще не утомлены, достаточно энергичны — их броски более точны, результативны, чем в конце игры.

Существует несколько построений зонной защиты, однако каждая из зонных защит должна легко трансформироваться в зависимости от нападения — растягиваться при атаках издали и группироваться вокруг кольца.

Четный тип построений зонной защиты включает системы: 2-2-1, 2-1-2, 2-3.

Нечетное построение: 1-2-2, 1-3-1, 3-2.

Каждое из этих построений имеет свои достоинства и недостатки, которые полезно проанализировать.

Стрелками обозначено направление движения игроков. Заштрихованные места на площадке — слабые позиции защиты.

Зонная защита 1-2-2 (Схема 47)

#1 — самый легкий, быстрый защитник, #2 и #3 — достаточно подвижны, прыгучи, хорошо, если их рост не менее 2 м. #4 и #5 — центровые. Их задача — борьба с центровыми соперника, подбор мячей от щита.

Эта система наиболее пригодна против команд, стремящихся атаковать из-под щита через центровых. Недостатки — слабые позиции, указанные на рисунке.

Зонная защита 2-1-2 (Схема 48) Применяется против сильных центровых соперника, которые опасны на «втором этаже», при подборе мяча. Хороша для развития контратаки быстрыми игроками #1 и #2. Уязвима в углах под 45 , по центру для дальних и средних бросков. Задача центрового #5 — опекать центрового соперников и вместе с ?3 и ?4 создать треугольник для подбора мяча. #3 и #4 — подвижные и высокие крайние, их можно менять местами в зависимости от места атаки снайпера.

Зонная защита 1-3-1 (Схема 49) Помогает постоянно удерживать #3, #5, #2 между мячом и корзиной, используется против сильных центровых соперника и бросков со средних и близких позиций. Слабость ее — броски с углов площадки и проходы к щиту по лицевой линии.

#1 — самый быстрый защитник, убегающий в отрыв при каждой возможной ситуации, #2 и #3 — подвижные, прыгучие игроки, #5 — центровой, #4 — быстрый крайний, способный перемещаться в углы площадки.

Зонная защита 3-2 (Схема 50)
#1, #2 и #3 — агрессивные, подвижные игроки, от активности которых во многом зависит успех всей системы. Все трое нацелены на перехват мяча и контратаку. Наиболее приемлема эта система против команд, стремящихся атаковать издали, и менее пригодна против сильных центровых. Трехсекундная зона и позиции под углом 45 наиболее уязвимы. #1 отвечает за штрафную линию. #2 и #3 участвуют в борьбе за подбор. #5 и #4 — первый и второй центровые.

Зонная защита 2-3 (Схема 51) Наиболее сильна под щитом, в углах площадки по лицевой линии. Применяется против высокой, мощной команды, атакующей с близких позиций и из-под щита. Часто используется для группового отбора мяча в углах площадки. При взаимодействии #4 и #2 или #3 и #1 защита менее эффективны на штрафной линии и под углом 45 . #5 — центровой, #4 — второй центровой, #3 — крайний, #1 и #2 — защитники, постоянно нацеленные на перехват и контратаку.

Зонная защита 2-2-1 (Схема 52) Эта защита применяется подвижными и невысокими командами, нацеленными на перехват мяча и постоянную контратаку. Применяется эта зонная контратака против команд, стремящихся атаковать со средних дистанций. Центровой #5 отвечает за подбор, крайние #3 и #4 отвечают за позиции в углах и под 45 , подбор мяча и за штрафную линию.

Защитники #1 и #2 стремятся закрыть проходы к щиту и в трехсекундную зону, а сами постоянно нацелены на контратаку.

17Февраль

А.Я. Гомельский о стратегии и тактике

А.Я. Гомельский о стратегии и тактике

Стратегия — основная теоретическая направленность всей работы команды, определяющая средства и методы подготовки к главным соревнованиям. Четырехлетний план подготовки сборной СССР к Олимпиаде в Сеуле — стратегия команды в 1985-1988 гг. Стратегия предусматривает также управление командой во время соревнований.

Тактика — это часть стратегии, которая решает главные задачи подготовки с учетом конкретных возможностей — ресурсов команды, особенностей соперников, условий соревнований. Все это определяет тактический и комбинационный багаж команды.

При выборе тактики игры (нападения) следует исходить, во-первых, из реальных возможностей игроков, учитывая прежде всего их сильные стороны, для раскрытия которых строятся и разучиваются комбинации. Во-вторых, тактику нападения определяют силу и слабость реального соперника в турнире, матче.

Игровые комбинации я обычно обсуждаю с игроками, на которых эта комбинация рассчитана. Я знаю сильные стороны своих игроков, но сами игроки знают их еще лучше и могут внести существенные коррективы в предложенные мной комбинации.