«Тренировать профессионалов легче, чем студентов»

"Тренировать профессионалов легче, чем студентов"
Главный тренер сборной США Майк Кржижевски рассказал об особенностях работы с сильнейшей национальной баскетбольной командой планеты и признался, что для него – это огромная честь.

Вы можете ненавидеть прославленный университет «Дьюк» (а в Америке это довольно популярное занятие), но никто из людей, хоть сколько нибудь разбирающихся в баскетболе, не может оспорить авторитет тренера Майка Кржижевски. Четыре национальных студенческих чемпионских титула, олимпийское золото-2008, долгожданная перестройка сборной США, приведшая к тому, что её снова стали называть привычным именем Dream Team – все неоспоримо свидетельствует в пользу этого сдержанного, сухого поляка с невозмутимой, почти аскетичной внешностью.

Накануне очередной международной кампании – предстоящего чемпионата мира в Турции – Тренер Кей, как его называют в США, преисполнен энтузиазма. И это – несмотря на все трудности, с которыми столкнулась руководимая им команда. Напомним, что ни один (!) из чемпионов Пекина-2008 не согласился защищать цвета национальной команды на первенстве планеты-2010. Иными словами, сборную пришлось собирать практически с нуля – а ведь ожидают от неё ни много ни мало – золота. Любой результат, кроме первого места на родине воспримут как провал – в этом нет никаких сомнений.

В разгар подготовительного процесса к ЧМ главный тренер сборной США побеседовал с аналитиком Yahoo Sports Треем Керби.

– Тренировать студентов, как вы привыкли это делать на протяжении многих лет, и работать с профессионалами – наверняка абсолютно разные вещи. В чём главное отличие между работой в «Дьюке», и занятостью в национальной сборной, где вам приходится иметь дело не со студентами, а со звёздами НБА?
– Самое главное, что необходимо иметь, для работы с этими ребятами – опыт. Важнее ничего нет. Нужно понимать разницу между ними и всеми остальными баскетболистами. Они – профессионалы самого высокого уровня, у каждого из них есть собственное, неповторимое чувство личного достоинства, своего «я». Это совсем неплохо, просто это значит, что все они прекрасно знают своё место и свою значимость. Вам не нужно их ничему обучать, любые мысли и идеи они схватывают на лету. Они – не школьники, они – готовые высококлассные специалисты.

– То есть, они просто играют в баскетбол – и всё?
– Да, они просто играют в баскетбол, и иной раз им просто не нужно мешать это делать. Но при этом все они способны впитывать все, что им говоришь, гораздо быстрее и легче кого бы то ни было. Эти парни прекрасно осознают значение слова «ответственность» – и вместе с этим не забывают о своей роли в одном большом целом. В этом смысле их гораздо легче тренировать, чем тех же студентов.

– А насколько отличается сам процесс подготовки – ведь долгий сезон в студенческом чемпионата не имеет ничего общего с краткосрочным мировым первенством, где большое количество важных матчей играется за считанное количество дней…
– Сильно отличается, очень сильно. Главное «но» – это то, что у нас совсем нет времени на создание единого коллектива. Когда я готовлю свою университетскую команду, я чётко представляю, кто на что способен, и на какие игровые связки я могу рассчитывать. А в случае со сборной, ситуация совсем другая. Недавно, помню, кто-то спросил меня: «Сколько времени вам понадобилось на создание команды?» Я подумал – и ответил: «Четыре дня». Немного, правда? У других сборных в этом смысле есть преимущество, многие готовят команды на протяжении длительного количества времени, к тому же обладая наигранным, спаянным в течение долгих лет составом.

– Вы говорите о наличии личного «я» у каждого из игроков НБА, и отмечаете, что это не плохо. Но ведь у вас лично нет постоянного опыта работы со звёздами.
– Этот нормальный рабочий процесс. Каждый из игроков привык к своей роли в клубе, но в сборной его, возможно, ждёт другая роль. И это не только вопрос их адаптации к новым условиям, мы, тренеры, также должны адаптироваться к игрокам. Эта игра во многом построена на инстинктах, и если мы не будем принимать в расчет инстинкты наших подопечных, это будет означать, что мы плохо делаем своё тренерское дело.

– А умение и привычка адаптироваться к звёздным баскетболистам дала вам какой-то опыт в плане работы со студентами?
– Конечно, я учусь, это одна из самых важных вещей в тренерском деле. Мне посчастливилось работать бок о бок с такими блестящими специалистами, как Нэйт Макмиллан, Майк Д’Антони, Джим Бохайм, Джей Триано – каждый из них очень хорош. Я делюсь с ними идеями, обмениваюсь мнениями, и вместе с этим изучаю привычки и манеру каждого из игроков. Это и есть тренерская работа, процесс подготовки команды. Он не может быть стандартным, устоявшимся. Ты должен постоянно расти.

– Большая разница между американским и международным баскетболом – это разметка площадки. Не в этом ли причина того, что при явной нехватке «больших», вы делаете ставку на игроков периметра?
– Нет, с количеством высокорослых игроков в нынешнем составе этот никак не связано. Мы бы хотели иметь возможность для ротации «больших». Скажу больше – мы обязаны иметь такую возможность. Но на данный момент обстоятельства сложились таким образом, что мы вынуждены испытывать некоторые затруднения с центровыми. Ничего не поделаешь, эти причины – субъективные. Но между тем, это последний турнир, в котором международные сборные будут играть на площадках со старой разметкой. После ЧМ-2010 будет введена новая разметка, максимально приближенная к принятой в НБА.

– Работа в национальной сборной – это хорошая возможность сделать передышку в монотонных буднях студенческого чемпионата? – Я бы не назвал это передышкой. Это уникальная возможность получить бесценный опыт. И ещё, конечно же – огромная честь. В этом не может быть никаких сомнений.