Давно не врут календари

Давно не врут календари

Все любят жаловаться на график «регулярки» НБА, но поверьте Мэтту Винику — есть разумное объяснение всем «злоключениям», которые ожидают 30 команд в течение 171 дня.

Наверняка большинство поклонников лучшей лиги мира неоднократно задавалось вопросом, как составляется календарь регулярного сезона в НБА: почему их любимые команды зачастую проводят слишком много встреч кряду, и с не самыми слабыми соперниками, почему выездные серии затягиваются порой до месяца, почему с одной и той же командой приходится встречаться дважды в течение нескольких дней дома и в гостях, почему в Рождество встречаются преимущественно гранды, а матчи играют не в одно время, а один за другим, почему… Уверен, этот список можно было бы продолжить и написать целую статью, однако мы этого делать не будем.

А всё потому что обозреватель ESPN Кевин Арновиц нашёл Мэтта Виника – человека, который заведует календарём, цифрами и отвечает за соблюдение всех «за» и «против» при составлении восьмимесячного марафона. Если вас увлекает процесс рассаживания гостей на свадьбах и диагностические тесты типа LSAT (тест, сдаваемый для поступления в юридический колледж. – Примечание «Чемпионат.ру»), то работа Виника покажется вам лучшей в мире, но если при виде судоку вам становится плохо, то вы, вероятно, подумаете, что он – мазохист.

– Мэтт, с чего вы начинаете? Есть ли своего рода шаблон для создания календаря?
– Вы начинаете с того, что получаете данные о возможном проведении матчей на различных аренах. Каждая арена обязана предоставить своё помещение на определённое количество игр в регулярном сезоне. Это и есть моя отправная точка.

– Каков ваш следующий шаг?
– Игры между командами из разных конференций, потому что они предполагают длинные перелёты. Обнаружив промежутки в календаре, когда домашняя арена недоступна, то есть команда не может играть дома, я пытаюсь вставить в это время выездные игры. Таким образом, если команда с Востока не может играть дома в течение 8-10 дней, то я ставлю этой команде игру на Западе. Меня не так волнует, что происходит на арене, до тех пор, пока она предоставляет необходимое количество дней для проведения матчей.

– Могут ли команды высказывать свои пожелания и вносить коррективы?
– Командам предоставляется право на выбор «трёх дат» – тех дней, когда они хотят играть дома, но они не могут выбрать себе соперника. Коллективы могут руководствоваться желанием получить конкурентное преимущество или для того, чтобы получить финансовую выгоду, т.е. исходя из маркетинговых причин. Так, например, команды могут поставить игру в пятницу или субботу, когда в город приедут бизнесмены для заключения сделок, что может положительно отразиться на прибыли, причём не только от продажи билетов.

– Насколько развитие современных технологий изменило вашу работу? Разработано ли уже какое-нибудь программное обеспечение, которое выполняет большую часть работы? Сформирована ли команда людей, которая сидит за круглым столом в течение августа в Нью-Йорке, разрабатывая календарь игр регулярного сезона?
– Команда – это я.

– Вы – команда???
– Да, именно я. Есть одна компьютерная программа, которая помогает мне в работе. Основную часть работы выполняю я, а компьютер лишь помогает мне избежать глупых ошибок.

– Вы наверняка любите свою работу, верно? Вы занимаетесь этим уже 25 лет. И всё, потому что Вы любите порядок?
– Облегчение – вероятно, лучшее слово. Когда испытываешь чувство завершения. Во время работы возникают проблемы, но как только ты с ними справляешься, возникает прекрасное чувство.

– Как любой, кто выполняет свою работу четверть века, вы стали выполнять её лучше?
– Я не уверен в этом. Ведь каждый год происходит что-то новое, они совершенно не похожи друг на друга. Возможно, вы думаете, что помогает опыт, но он помогает лишь в некоторых областях, но каждый год возникает что-то новое.

– Но вы, наверное, нашли пути, которые позволили сделать этот процесс гораздо легче, верно?
– Ничто не даётся легко. Безусловно, компьютерная программа замечательная. Она соединяет всё вместе в правильном порядке и делает всё как можно более лёгким, тем не менее не существует лёгких календарей. И я не говорю только о НБА. Я говорю об американском футболе, бейсболе, хоккее. У всех нас есть проблемы. Они могут быть неодинаковыми проблемами, но у всех нас они есть.

– Календарь НФЛ покажется детской игрушкой по сравнению с тем, с чем вы имеете дело?
– Нет, это не так. Это кажется очень лёгким, но это не так. У всех есть что-то – либо команда собирается жаловаться, либо лига собирается жаловаться. Кто-то всегда будет недоволен. Но ничего, я к этому привык.

– Многие интересуются зачем проводить четыре игры за пять дней и играть два дня кряду. Есть ли определенные ограничения или соображения, которые вы принимаете во внимание?
– В этом году, например, у нас был предел – не более 23 серий игр, которые команды проводили кряду и четыре серии, когда коллектив за пять дней четырежды выходила на паркет. В некоторых случаях во время формирования календаря, случаются нарушения. То есть были команды, которые превышали этот лимит. Вы смотрите, анализируете, где случилась ошибка и исправляете её. «О, эта команда имеет 25 серий по две игры подряд? Мы не можем этого допустить. Мы должны найти способ уменьшить их количество».

– Лига снабжает вас этим числами?
– Нет. Эти числа основаны на опыте. Мы не думаем, что сможем снизить их, так как они основаны на всём, что вовлечено в календарь. Вы играете 82 игры, сезон длится 171 день, вычитаем перерыв на All-Star weekend, вычитаем некоторые другие дни. В любом случае всем придётся играть дважды подряд – другого пути просто нет.

– Какие смешные или абсурдные жалобы вы получали насчет составления календаря?
– Я не считаю жалобы забавными. Обычно в январе некоторые тренеры проклинают календарь, крича во всеуслышание, что у них слишком много подряд тяжёлых встреч и задаются вопросом, почему они должны с таким графиком ещё и колесить по Америке. На это им отвечают, что не знали заранее о том, что здание, в котором находится арена, занято, и поэтому они не могут сыграть дома. Всё дело только в этом.

– Ваше образование в сфере математики или статистики?
– Поначалу я был статистиком для «Мэтс» (Нью-йоркская бейсбольная команда. – Прим. «Чемпионат.ру»), но у меня есть степень в области бухгалтерского учёта.

– И как долго вы намерены заниматься своим делом?
– До тех пор, пока мне дают. Не так много людей, которые смогли бы сделать это лучше меня. Когда я только начал в начале 80-х Скотти Стерлинг был моим боссом. Он был вице-президентом по операциям в НБА. Он сказал: «Мэтт, я хочу, чтобы вы составили календарь. Мы обеспечим вас программой». Программой, которая помогла мне в значительной степени. И я спросил: «Вы уверены, что я хочу этим заниматься?» Он ответил не задумываясь: «Подумайте об этом. У Вас будет пожизненная работа». Помню, я удивился: «Что вы подразумеваете под этим?» Но он своими словами меня обезоружил: «У вас будет работа, которую никто больше не захочет выполнять». И спустя годы, я могу признаться, что он оказался прав.